Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - Боевое применение – душа тайцзицюань

Боевое применение (цзицзи) – это душа ушу. Традиционный тайцзицюань – не исключение. Хотя внутреннее содержание тайцзицюань чрезвычайно богато, а занятия им  полезны для здоровья, все же его суть выражается в боевом применении, которое зиждется на взаимной поддержке инь и ян. Если из движений тайцзицюань убрать боевую составляющую, то это будет не истинный тайцзицюань. Поэтому если форма тайцзицюань не предполагает боевого применения, то это не цельная форма; если носитель традиции тайцзицюань не говорит о боевом применении, то он не тот за кого себя выдает. Некоторые люди изучают или преподают тайцзицюань десятки лет, но не точно знают боевое применение движений, не знают направление «духа глаз», не имеют представления о месте нахождения «точки силы». Как же сможет проявиться энергетика и одухотворенность практикуемой ими формы? Вместе с этим, исходя из жизненный реалий, людям нужно, чтобы тайцзицюань включал в себя обе ценности, а именно – оздоровительный эффект и самооборону. В связи с этим наследование, изучение и освоение методами боевого применения тайцзицюань являются нашими актуальными задачами.

 

Выдающийся мастер тайцзицюань стиля Чэнь, носитель традиции в 18-м поколении господин Чэнь Чжаокуй практиковал сам и обучал старой семейной широкоамплитудной форме в низких позициях, в которой сплавлены в одно целое укрепление здоровья, боевая направленность и эстетика. Сейчас эта форма по праву привлекает пристальное внимание и интерес многих людей. Чэнь Чжаокуй преподавал две формы тайцзицюань стиля Чэнь: первая состоит из 83 поз, а вторая («паочуй») -  из 71 позы. Обе таолу состоят из 154 поз, в которых 602 движения, и абсолютно все имеют боевые применения. Когда вы подробно разберете форму, проработаете каждое даньши, то это будет необычайно красивая и содержательная форма, которая будет течь подобно водам большой реки.

 

Когда Чэнь Чжаокуй преподавал, он говорил, что особенностью нашей формы является то, что в ее боевом применении слиты в одно целое учение древнекитайской философии об инь и ян; принципы ведения боевых действий, описанных в древнем трактате «Сунь Цзы»; законы современной биомеханики. Он еще также говорил: «Как только вы будете понимать практическое применение каждого движения в таолу, только тогда вы сможете выполнять их правильно. Потому что каждая поза  в таолу – это результат накопленного практического опыта, а позы, расставленные в определенном порядке, составляют таолу». Поэтому только после того, как вы освоили боевое применение, практика тайцзицюань становится еще интересней, гунфу углубляется, путь становится более ясным, повышается уровень мастерства.

 

Когда учитель Чэнь Чжаокуй преподавал тайцзицюань, то всегда разбирал боевое применение формы в самом конце обучения. Делал он это потому, что серьезно относился к секретам своего стиля и не разглашал боевого применения. Он нам говорил: «Эти вещи нельзя разглашать, иначе милиция схватит меня, поэтому я преподаю только форму». Вместе с тем он строго наставлял: «Боевое применение – это суть тайцзицюань, если не понимать практического применения – форма пустая. Само собой понятно, что без серьезной базы заложенные в форме в ней приемы в практической ситуации не будут работать». Поэтому к преподаванию практического применения движений в форме он относился серьезно и вместе с тем осторожно. Учитель всегда в обучении делал акцент на изучении формы, на точном и правильном выполнении каждого движения, а уж потом мог говорить о разбивке формы на отдельные приемы. Он был очень разборчив в учениках. В годы «культурной революции» учитель жил очень трудно, остался без работы. Я тоже подвергся притеснениям, отошел от дел и на десять лет лишился работы. Все же в тех горестях была своя радость: учитель меня не бросил, и мне суждено было следовать за ним и обучаться. Я серьезно относился к практике основы тайцзицюань, т. е. форме, и учитель передал мне боевое применение каждой позы в первой и второй форме. К тому же я на себе испытал все «прелести» этих приемов. К сожалению, я познал далеко не все, остался на середине пути с поверхностным пониманием, не смог полностью вникнуть в суть передаваемого учителем материала. Правда тогда я делал кое-какие заметки и данная книга – это результат записей тех лет. Благодаря господину Лю У, который сделал для меня более 500 рисунков, эта книга приобрела законченный и иллюстрированный вид.

 

В процессе наследования, исследования и практической работы методов боевого применения тайцзицюань стиля Чэнь я бы хотел внести несколько рекомендаций.

 

Во-первых. Изучить материал, изложенный в ранее изданной нами книге «Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь», поскольку он основан на личном материале учителя Чэнь Чжаокуя. Данная публикация – всего лишь дополнительный материл к первой и второй частям книги «Теории и практики тайцзицюань стиля Чэнь», ее продолжение.

 

Во-вторых. Изучая боевое применение, нельзя отходить от формы, тем более нельзя, отталкиваясь от боевого применения, произвольно менять движения в форме, иначе потеряется истинное глубокое содержание традиционной таолу.

 

В-третьих. Изучая боевое применение, не следует отходить от принципов тайцзицюань. Нужно обращать внимание на то, что боевые методы тайцзицюань отличны от боевых методов других видов рукопашного боя. Например, в обычных стилях ушу атака и защита выполняются раздельно, атакующие действия – это удары ногами, руками, броски, болевые контроли; защитные действия – это блоки и уходы телом. А в тайцзицюань обычно защита и атака, нейтрализация и удар, затягивание и наступление объединены в одно спиральное движение. А именно две противоположности находятся в единстве, инь и ян взаимно поддерживают друг друга: нейтрализация и удар сплетены в одно целое, в нейтрализации есть удар, в ударе есть нейтрализация, в защите есть атака, в атаке есть защита. Боевому применению в тайцзицюань присущи также такие характерные особенности, как: использование силы противника по ходу его силы; использование силы противника с  предварительной провокацией; начинание от обратного; троекратное прохождение усилия; удары по пустой и удары по обратной силе. Отличие боевого применения тайцзицюань в том, что оно базируется на спиральном скручивании в фазах шунь и ни; спиральных ударах; раскрепощенном, живом, упругом встряхивающем усилии. Мы обязательно должны этого придерживаться. Разумеется, необходимо также брать все лучшее из других стилей и направлений, не перенимая чужих ошибок; пополнять и развивать свой боевой арсенал. Вместе с этим необходимо помнить, что учение тайцзи инь-ян является основополагающей стратегией, иначе можно потерять специфику своего стиля.

 

В-четвертых. Изучение боевого применения необходимо сочетать с силовой работой.  Но полагаться только на это нельзя. Необходимо также осваивать «тонкие» техники и развивать силу сознания (См. статью «Туйшоу и силовая тренировка» - Р.Р.).

 

В-пятых. Я считаю, что человек, изучающий методы боевого применения не должен пренебрегать проблемой духовного развития. Тайцзицюань – это не только тренинг, направленный на укрепление здоровья, не только боевое искусство, он к тому же является искусством духовного развития человека, он – часть культуры. В этом состоит большое отличие тайцзицюань от многих других видов боевых искусств. Практика тайцзицюань позволяет человеку развивать не только тело, но и дух; развивает не только навыки самообороны, но и улучшает моральные качества человека, совершенствует его душевный мир. Поэтому те, кто повседневно развивают себя в культурном плане, те, кто придает большое значение развитию нравственности, способен в процессе практики тайцзицюань понять высшие человеческие принципы. Один француз, приехавший в Китай изучать тайцзицюань, как-то сказал: «Наше изучение тайцзицюань – это изучение высшей мудрости человеческой жизни». Книга господина Мо Синцая «Тайцзицюань и управление делами» получила хорошие отзывы. В ней он пишет, что практика тайцзицюань не только укрепляет тело, а принципы тайцзицюань тесно связаны с принципами ведения бизнеса. Некоторые люди, благодаря практике тайцзицюань начинают изучать анатомию, медицину, эстетику, военное дело и другие отрасли науки. Поэтому я утверждаю, что тайцзицюань – это не только особый вид физического развития, метод самообороны, но также и образ мыслей. Он способен менять не только тело человека, но и его нравственный образ. Тело и душа человека сможет гармонировать с окружающим его миром – природой и другими людьми, практика тайцзицюань сможет вывести его на высшие стадии мастерства и сделать хорошим человеком. Некоторые люди, вероятно из-за низкого уровня культуры, видят в ушу, тайцзицюань только их боевой аспект, или имеют целью завоевание медалей на соревнованиях по формам, туйшоу, поединкам; или изучают боевое применение для превосходства над другими людьми и бахвальства своей силой. И когда их спрашивают: что же вы называете ушу, что вы называете тайцзицюань? Они размахивают кулаками и говорят: «Вот это». Словно дикари. Это недопустимо. В китайской традиционной культуре испокон веков проповедовался единый путь культурного и боевого, их взаимного проникновения. На протяжении многих веков известные генералы, полководцы были высокообразованными и культурными людьми с высоким уровнем нравственности. Например, Сунь Цзы, Юэ Фэй, Ци Цзигуан и многие другие. В древности говорили: «Образованный человек должен быть готовым к делам военным». К этому нужно добавить: «Сведущий в военных делах должен быть культурным». Чэнь Синь писал об этом: «Хотя (тайцзицюань) и относится к делам военным, нужно воспитывать в человеке культуру; недопустимо быть внешне несдержанным, а внутри потерять (суть)». Исходя из этого, я хочу дать совет дорогим читателям: наряду с практической работой над боевым применением тайцзицюань ни в коем случае нельзя пренебрегать воспитанием в себе культуры и удэ (воинской добродетели); обращайте особое внимание на совершенствование собственной нравственности. Добившись совершенствования тела и души, боевого и культурного, добродетели и мастерства, мы приблизимся к нашей высокой цели.

 

Кроме всего этого, мы предлагаем ознакомиться с вводной главой «Что нужно знать об изучении тайцзицюань» книги Чэнь Синя «Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь», которую мы полностью приводим ниже.

 

Ма Хун

7 мая 1996 года

 

 

Что нужно знать об изучении тайцзицюань

 

Чэнь Синь

 

 

В изучении тайцзицюань непозволительна непочтительность, которая вредит расположению учителя, внутренне вредит телу; если сердце не открыто,  как можно изучать искусство?

 

В изучении тайцзицюань непозволительна грубость, грубость не только в действиях, но и в словах. Манеры и поступки должны быть безукоризненными, иначе утрачивается внутренняя суть.

 

В изучении тайцзицюань недопустимы излишества, поскольку они причиняет ущерб. Обычно говорят: «Снаружи Неба еще есть Небо». Скромность позволит с открытой душою принять наставления учителя. Накапливать в избытке следует лишь добрые дела.

 

Изучая тайцзицюань нужно, шаг за шагом кропотливо нащупывать истину. Не нащупав истину на каком-то шаге, высший принцип, в конце концов, будет размыт. Если истина где-то раскрывается, нужно обратить особое внимание на этот момент. Если вы не обратите на это особое внимание, то вся система будет не стройной, разбросанной и неуклюжей. Целостного представления о ней не будет.

 

Изучающий тайцзицюань должен изучать труды по тайцзицюань; если принципы, изложенные в этих трудах, понятны, то изучение тайцзицюань будет простым.

 

В изучении тайцзицюань нужно всего лишь научиться раскрытию-сжатию инь-ян. В человеке есть природное изначальное раскрытие-сжатие инь-ян. Наставник, который обучает, применяя это правило, обучает самой сути тайцзицюань.

 

Хотя тайцзицюань имеет ограниченную область применения, но в современном враждующем мире если не обладать боевым искусством, то как защититься? Только изучая и практикуя его. Если люди будут изучать его в массовом порядке, для Китая это будет хоть и малой, но пользой.

 

В изучении тайцзицюань нельзя пользоваться награбленным капиталом, применять насилие; если пользоваться грабежом и насилием – отнятая небом душа, духи и божества не поддержат, а тем более люди! Кто в Поднебесной отнесется к этому терпимо.

 

Изучая тайцзицюань, нельзя притеснять и третировать людей, ибо притеснения и угнетения вызывают всеобщий гнев, люди будут обвинять в преступлениях.

 

 

Полностью перепечатано из книги

«Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь»




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: