Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - Об основах тайцзицюань

 1. Одиночная форма – фундамент тайцзицюань

Занимаясь каким бы то ни было направлением научных исследований, всегда нужно обладать крепкой базой этого направления; чем глубже база и шире познания, тем лучше. Поскольку потенциал понимания этого направления повышается, воспитывается умение для собственного восприятия, понимания и анализа. Истории бесчисленного количества ученых подтверждают, что становление хорошего ученого невозможно без трех составляющих – базы, природных данных, решительности.
Тайцзицюань – это бриллиант китайской цивилизации; он в равной степени обладает боевым и культурным началами. Можно сказать, что тайцзицюань – это древняя и молодая наука нашей страны. Его внутреннее содержание необыкновенно богато. Тайцзицюань имеет оздоровительную функцию, несет функцию самообороны и обладает эстетической ценностью. Эти три потенциала сплавлены в одно целое. Поскольку тайцзицюань – это направление науки, люди, любящие тайцзицюань и занимающиеся его исследованием, должны добросовестно и серьезно изучать его основы. Что такое основа в тайцзицюань? На основании своего более чем 30-летнего опыта считаю, что основа тайцзицюань – это одиночная форма. Также скажу, каким образом могут развиваться три потенциала тайцзицюань – оздоровление, боевое применение и эстетика – без исследования фундамента, без концентрации внимания на углублении и расширении базовых основ одиночной формы?

Патриарх тайцзицюань стиля У господин У Цзянцюань требовал от своих учеников в течение трех лет правильно выполнить форму 10 тысяч раз (обратите внимание на слово «правильно»); так достигался навык. Известный наставник и теоретик господин Чэнь Пиньсань, представитель тайцзицюань стиля Чэнь в 16-ом поколении, писал: «Сделав форму 10 тысяч раз, божественная истина проявится сама». Патриарх тайцзицюань стиля Чэнь Чэнь Факэ каждый день делал форму 30 раз, от своего сына Чэнь Чжаокуя требовал ежедневно выполнять форму в низких позициях по 20 раз (обратите внимание на слова «низкие позиции», форма в низких позициях трудна в исполнении и передается по семейной линии).

Мастерство в выполнении формы, туйшоу, циньна, в свободном бое моего учителя господина Чэнь Чжаокуя было на самом высоком уровне. Это общепризнанный факт в мире тайцзицюань. Он делал очень сильный акцент на тренировку формы; он говорил: «Тренировка формы – самая главная работа в тайцзицюань, поскольку в таолу каждая поза – это набор эффективных боевых приемов. Каждый вид цюаньшу на начальном этапе – это отдельные приемы, потом из них составляются связки (дорожки), поэтому и называются «таолу» – комплект дорожек, или «цюаньцзя» – кулачный каркас. Через практику таолу можно на первых шагах делать так, чтобы собственные движения сочетались с правилами боя». Чэнь Чжаокуй также наставлял: «Тайцзицюань стиля Чэнь – это очень высокоразвитый вид рукопашного боя, он имеет глубокое внутреннее содержание. Его нельзя освоить в короткое время, вы должны хорошо это понимать; через соответственно длительный период времени вы хорошо научитесь. До такой степени натренируете тело, что будете обладать высоким мастерством. Обычно ученику достаточно полгода, чтобы выучить форму, однако, чтобы ее править необходимо несколько лет тяжелого труда, но, боюсь, что и этого недостаточно, чтобы поправить хорошо. Потому, что изучая форму, необходима точность в базовых движениях рук и ног, приемов и поз; в каждом приеме и позе есть правила, в каждом положении рук и стоп есть определенное место. Нельзя в начале обучения не следовать требованиям. Если делать как попало, после будет очень трудно исправить ошибки. Если сначала выполнять требования, будет заложена хорошая основа формы. На первый взгляд обучение будет идти медленно, зато после ошибки исправляются очень легко, а рост уровня будет быстрым. Некоторые люди хотят быстрей научиться, в короткие сроки овладеть тайцзицюань. Так достичь успеха невозможно. Есть и такие люди, которые, не освоив хорошо форму, сразу хотят заниматься туйшоу, сразу хотят выбрасывать людей, это смешно». «Одиночная форма – это база туйшоу, туйшоу это проверка освоения формы, туйшоу – это переходный этап от формы к практике свободного поединка. Если тренировать только туйшоу и не тренировать формы, то хотя и будет овладение некоторыми методами боевого применения, но полного и точного овладения базовыми движениями не произойдет. Легко формируются привычки неправильных движений, на более поздних этапах обретения технических навыков очень трудно успешно продвигаться вперед».

Почему прежние поколения так внимательно относились к тренировке одиночной формы? Я считаю, что главная причина в следующем: есть тренировка формы, аименно правильная тренировка, именно тогда полностью проявляются три ценности тайцзицюань: оздоровление организма и функция самообороны, эстетическое наслаждение. Примером оздоровления организма – самого привлекательного аспекта тайцзицюань является улучшение кровообращения головного мозга, выравнивание давления, дыхания, омолаживания внутренних органов. Этого можно достичь практикуя форму тайцзицюань, в которой в сложных координационных движениях одно движение переходит в другое, скручивания шунь–ни, внутреннее вращение даньтянь, смена быстрых и медленных движений, раскрепощенная подвижность и упругое встряхивание. В движении и совершенствовании сущности, пневмы и духа (цзин, ци, шэнь) человека следует опираться на практику формы. При рассмотрении навыков боевого применения туйшоу – это необходимое содержание тренировочного процесса в тайцзицюань. Однако, боевые движения, которые есть в форме (например, удары коленями, локтями, ногами) в туйшоу не применяются. Некоторые боевые применения в движениях нельзя использовать и в свободном поединке, в процессе же практики одиночной формы они детальным образом прорабатываются. Кроме этого, эстетическая ценность тайцзицюань, воспитание личностных качеств человека и другие потенциальные возможности не заменить другими способами, кроме как практикой формы. Можно сказать: нет практики формы – нет целостности тайцзицюань. Разговоры типа: «главное сознание, форма не главное», «нужно сознание, форма не нужна», «туйшоу реально, одиночная форма не реальна», «практикуйте "стояние столбом", форма не нужна» и другие говорят о непонимании.

2. Шесть показателей правильности формы

Что означает фундамент тайцзицюань? Я полагаю, что это одиночная форма. Каким образом практикуется одиночная форма? Я считаю, что одиночная форма – это основное внутреннее содержание тайцзицюань. Фундамент тайцзицюань содержит как минимум шесть обязательных пунктов: внешняя форма, внутреннее усилие, боевое применение, силовая работа, воодушевление, теоретические принципы.

1. Точность внешней формы

Изучение формы похоже на изучение каллиграфии или живописи. В начале изучения тайцзицюань есть этап подражания внешней форме. Это начальный этап очень важен. Основное здесь – демонстрирование и наставления учителя. Обычно говорят: «Каков учитель, таков и ученик». Зачастую учитель сам не точен и что сказывается на ученике. Поэтому не важно, ученик он или преподаватель. В начале необходимо научиться делать точные и правильные положения рук, шаги, работу корпусом, взгляд в каждой позе. В каждой позе к каждому движению есть восемь элементарных требований:

1. Прямое положение корпуса: это главное требование к точности движений; например, господин Чэнь Факэ требовал: «Это так же, как сидеть на маленькой скамейке, комфортно и стабильно». Колени согнуты, но не выходят за линию носков, внутренняя сторона бедер округла, куа раскрепощены, грудь втянута и поясница обрушена, корпус распрямляется, подпирающее усилие направлено вверх, плечи раскрепощены и локти свешены вниз, внутренняя ци погружается вниз, пальцы ног «хватают» землю, центр тяжести устойчив, восемь сторон укрепляются.
2. Экспозиция, завязка, кульминация, развязка: каждое движение начинается, идет по определенной траектории и углу, меняет местоположение и заканчивается.
3. Методы и формы рук: особенностью является скручивание рук в фазах шунь и ни и смена местоположения.
4. Методы и формы шагов: особенностью является скручивание ног в фазах шунь и ни и положение подъемов–опусканий стоп.
5. Раскрытие–сжатие груди и поясницы: смена направлений, углов, раскрытия–сжатия вращений груди и поясницы.
6. Смена центра тяжести: содержит движение паховой области по нижней траектории, центр тяжести переходит влево и вправо, разделение в пропорции 40 и 60, 30 и 70, 20 и 80 и следование смене центра тяжести ягодичных мышц слева и справа должны быть точными.
7. Направление взгляда.
8. Дыхание внутреннее и внешнее должны координироваться с позами.
Если вы правильно выполняете перечисленные требования, то с каждым последующим выполнением формы вы будете исправлять ошибки и повышать свою квалификацию. Иначе исправлять ошибки будет очень трудно.

2. Цельная внутренняя сила

Соединив в одно целое точную внешнюю форму и правильные внутренние усилия, можно считать процесс обучения правильным. Внутренние усилия зачастую не видны, и их никак не сымитировать, однако это реальная и очень существенная материальная сила. Что такое внутреннее усилие – нэйцзинь? Это сгущенная целостная сила сущности–пневмы–духа в человеческом теле. Практически усилия (цзинь) и сила (ли) не имеют различий, только говоря об усилии, мы делаем акцент на внутреннем усилии и ловкой силе, вот и все. Внутренние усилия человеческого тела необыкновенно сложны, многочисленные виды источника силы переплетаются вместе; проявляющиеся с разными углами, скрытые внутри человеческого тела «усилия тайцзи» имеют несколько признаков:
1. Целостное усилие. Оно имеет два смысла. Во-первых, – это координация всех частей тела как единого целого, объединение сознания–энергии–силы и сущности–пневмы–духа; во-вторых, – это усилие всего тела, взаимодействующее между человеком и природой, именно, впитанные землей такие действия человеческого тела, как раскрепощение, «хватание» пальцами ног земли, давление стоп, топанье, сотрясение стоп с последующей силой отражения. В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Сила выпускается от стоп, движется по ногам, управляется поясницей, воплощается через пальцы», т. е. одним из источников силы человеческого тела является целостное усилие, которое объединяет силу действия человеческого тела и силу противодействия земли.
2. Внутреннее вращение даньтянь – центральное усилие движений всего тела. Малые и большие движения в тайцзицюань должны приводиться в движение даньтянем, «поясница не двигается – кисти не выбрасывают», «внутри неподвижно – снаружи не излучается». В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Все важное находится в изменениях между грудью и поясницей». Для движений груди и поясницы внутреннее вращение даньтянь является осью, вместе с тем внутреннее вращение даньтянь особенно эффективно для вскармливания жизни.
3. Усилие, переполненное внутренним ци, соединяет внутреннее и внешнее дыхание. В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Кости и суставы раскрепощены, кожа и волосы энергизированы», «ци должна переполнять»; здесь как раз говорится об этом усилии (смотрите статью «О раскрытии–сжатии «оборота небес» - к вопросу о дыхании в тайцзицюань»).
4. Симметричное усилие, уравновешивающее инь и ян. В «Суждениях о кулачном искусстве Ван Цзунъюэ» говорится: «Инь и ян дополняют друг друга, это способ понимания усилий». Что такое «понимание усилий»? Слова «инь и ян дополняют друг друга» означают симметрию инь и ян, несут идею противодействия, а также идею взаимного порождения и дополнения. Например, дополнение мягкого и жесткого, содержание раскрытия и сжатия, одновременного присутствия легкости и погружения, обоюдного порождения пустого и полного в тайцзицюань, сочетание атаки и нейтрализации в туйшоу – все это проявления уравновешивания инь и ян.
5. Спиральное усилие скручивания в фазах шунь и ни. Чаньсыцзинь – это не только скручивание в конечностях и суставах, а также циркуляция ци по каналам цзинло, внутренним органам, мышцам и работа всего тела при выпускании внутренней силы, ее внешне выраженная форма – это спираль, «во всем теле нет места без спирали». Чаньсыцзинь – это суть тайцзицюань, для присущих тайцзицюань касания–продолжения–прилипания–следования, раскрепощенной мягкой округлой подвижности, сочетания нейтрализации и атаки главным является чаньсыцзинь. Необыкновенно помогает это спиральное усилие беспрепятственной циркуляции ци и крови, что полезно для улучшения функций внутренних органов .
6. Возвратно-поступательное усилие сгибания–складывания (начинается от обратного, ее скрытое содержание – в раскрытии–сжатии груди и поясницы, сгибании–складывании и в возвратно-поступательной силе).
7. Уравновешивающее усилие выпускания с одной стороны и обрушивания с другой (выпускания спереди и обрушивания сзади, если есть движение вверх – обязательно есть движение вниз).
8. Волнообразное пронизывающее усилие (не важно, девятикратное или троекратное усилие – все это пронизывающие усилия).
9. Откликающееся троекратное усилие (как в военном деле: ударили по голове – отвечает хвост, ударили по хвосту – отвечает голова, ударили по центру – отвечает голова и хвост).
10. Усилие срединного постоянства, сменяющее пустое и полное (одно из действий, направленных на сохранение равновесия тела.
11. Осевое усилие поясничного отдела с обрушиванием вниз и закатыванием наружу (один из характерных признаков спирального выброса силы).
12. Раскрепощенное, подвижное, упругое, встряхивающее пружинное усилие.
Вышеназванные 12 разновидностей внутренних усилий накапливаются и тщательно прорабатываются в процессе практики формы, как точно сказано в «Речитативе тринадцати позиций»: «Каждую позицию пропусти через сердце и используй сознание, обретешь гунфу не ощущая трату [сил]».

3. Выраженность боевой направленности в форме

Изначальная суть тайцзицюань – это боевое искусство. Боевое применение – это душа тайцзицюань. Некоторые люди отрицают боевое применение в практике формы, его реальную основу. Если нет боевой техники, содержащейся в форме, как это можно называть боевым искусством? Я считаю, что боевое применение, содержащееся в каждом движении формы – залог ее правильности. Отсюда во время практики формы необходимо придерживаться следующих моментов:

1. Во время практики формы, во время выполнения каждого движения нужно четко представлять положение противника, способы его атак, направленных на вас, ваше положение и внешнюю позицию.
2. Используя сознание для боевого применения в каждом движении при выполнении формы нужно знать, что это могут быть методы затягивания и атаки, сочетание нейтрализации и атаки, обманный метод «зашумев на востоке, ударить на западе» и другие. Это может быть пэн, люй, цзи, ань или цай, ле, чжоу, као, или бой с несколькими противниками. В любом случае движения своих рук, взгляда, движения тела, шаги – должны быть направлены на действия противника и его изменения. В «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «Практиковать без партнера как с партнером», «В зависимости от изменений противника показывается чудесное», в каждом движении руки или ноги нужно представлять перед собой противника. Итак, если у практикующего будет четкое представление боевого применения в движениях форм тайцзицюань, тогда будет практиковаться понятное боевое искусство (разумеется, оздоровительный аспект тайцзицюань ничего от этого не теряет).

4. Реальная силовая работа

Оздоровительный аспект тайцзицюань, его боевое применение и эстетическая сторона зависят от общего физического состояния человека, его силы. Выражение: «используйте сознание, не используйте силу» не совсем точное; правильно – «используйте сознание», а «не используйте силу» - не точное, тем более что сознание – это тоже один из видов силы. В практике всех аспектов тайцзицюань обязательно проявляются природная сила, скорость, выносливость, гибкость, подвижность и много других качеств. В противном случае он не будет являться научно обоснованным видом физического развития. Впрочем, тайцзицюань и некоторые современные виды физкультуры имеют отличия в требованиях к тренировкам. Сила (усилия) в тайцзицюань обязательно базируется на четырех китах: взаимной поддержке инь и ян, работы всего тела, скручивании в фазах шунь–ни, раскрепощенной живости и упругого встряхивания. Ее характерные признаки – это спиральное встряхивающее усилие и сила сознания, сила даньтянь. Кроме того, в тайцзицюань существует своя специфическая силовая работа. Какие виды тренировок наиболее подходят для развития этой специфической силы? Я считаю, что следует отталкиваться от следующих нескольких пунктов.

1. По возможности увеличивать количество выполнения формы, доведя ее минимум до 10 раз; за три года «сделать форму 10 тысяч раз», так разовьется целостная сила.
2. Практиковать форму в низких позициях, тренировать выносливость, добавить «столбовую» работу. Учитель Чэнь называл тренировку формы в низких позициях «подвижным столбом», что позволяет тренировать силу ног (основы). Подобная работа в низких позициях чрезвычайно увеличивает эластичность и выносливость плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставов, к тому же координирует работу всего тела в сложных движениях, чрезвычайно повышая координацию.
3. Разбить форму на отдельные движения, тренировать даньши. Выбрать из формы какое-нибудь отдельное движение и многократно повторять его с выбросом силы, это называется «разбить форму». Для этого требуется руководство учителя. Необходимо многократное повторение даньши, постепенно увеличивая их количество и повторов; так тренируется сила (это требование касается молодых людей и людей среднего возраста.
4. Практиковать туйшоу и развивать чувствительность. Тренировать слушание усилий, понимание усилий, касание–приклеивание–продолжение–следование, идти по ситуации и заимствовать силу, создавать ситуацию и заимствовать силу, сочетать нейтрализацию и выброс.
5. Сочетать вспомогательную работу (скручивать короткую палку, трясти длинный шест, упражняться с каменным шаром, крутить колесо, упражняться с железной палкой, наконец, бить по мешку с песком (удары по мешку не такие как в других видах рукопашного боя, необходимо использовать раскрепощенные живые упругие и встряхивающие удары, идущие по спиральной траектории)) которая увеличивает силу рук, захватов, силу поясницы и бедер.
6. Чередовать медленность и быстроту в форме, что помогает развивать амортизирующую силу.
7. Сосредотачивать внимание на тренировку силы сознания. Многие специалисты и мастера боевых искусств убеждены, что сила сознания – это реальная сила. Методы тренировки этой силы заключаются в представляемом сопротивлении (например, воды) в ходе выполнения формы, использовании сознания в проведении силы через все тело, сосредоточивании внимания в точке удара; таким образом, развивается бесформенная, но существующая сила сознания. Также это – акцентирование на одном из постулатов тайцзицюань – «используйте сознание».

5. Одухотворенность в тайцзицюань

В традиционной китайской культуре, не важно – каллиграфия это, живопись, театральное искусство, музыка или боевые искусства, добиваются специфического
изящества. В тайцзицюань также добиваются некоего изящества, «аромата тайцзи», а именно боевой одухотворенности. Мы уже говорили, что тайцзицюань это вид рукопашного боя, развивающий и тело и психику, что через практику тайцзицюань выражается характер человека, его морально-волевые качества, а одухотворенность – один из важнейших показателей мастерства. Человек, исполняющий форму, тренирует психику. Взглянув на его исполнение, можно судить о его духе. Чтобы добиться определенных положительных критериев, следует отталкиваться от нескольких моментов.

1. Нужно понимать постулаты древнекитайской философии о взаимной поддержке инь и ян, о гармонии инь и ян. Это – основа для одухотворенности в традиционной культуре. К тому же они являются путем к расширению человеческого сознания.
2. Нужно понимать идею благородной стратегии тайцзицюань, обладать присутствием духа по отношению к противнику, непринужденностью бесстрашного полководца. «Противник не причиняет мне вреда, я не врежу противнику; противник собирается навредить мне, я должен его победить», «Я охраняю свои пределы, ни пресмыкаюсь, не возношусь», состояние духа естественное, как у великого полководца перед сражением.
3. Через практику формы развиваются моральные качества человека, его характер, выражается его совершенная истинная ци, проявляется высокое благородство духа. Тайцзицюань обладает большой силой воздействия. Практикующий наполняется внутренней силой, благодаря чему появляется сосредоточенность и легкость, открытость и концентрация, что позволяет человеку ощутить в себе большой душевный подъем.
4. Ритмичная мелодия в практике формы. Если в традиционной китайской живописи идея прекрасного выражается через гармонию точек и линий, то в тайцзицюань через гармоничные движения всего тела создается некая прекрасная мелодия. Проявленные в движениях тайцзицюань легкость и погруженность, взаимная поддержка мягкого и жесткого, взаимное содержание раскрытия и сжатия, спиральное скручивание, быстрота и медленность, змеиная гибкость («все тело мягкое, будто без костей») являются прекрасным проявлением сильной мелодии.
Благодаря одухотворенности, которая достигается в занятиях тайцзицюань, люди называют тайцзицюань гимнастикой духа и методом психической тренировки.
6. Полное соответствие всех движений теоретическим принципам тайцзицюань
Нужно изучать базовую теорию тайцзицюань, руководствуясь теорией, практиковать тайцзицюань, сделать теорию и практику тайцзицюань одним целым, чтобы каждое движение в каждой позе в форме соответствовало теоретическим принципам. Для того чтобы все движения соответствовали теоретическим принципам тайцзицюань, следует обратить внимание на следующие аспекты:

• уяснить и сформулировать связь учения древней китайской философии и теории тайцзицюань, особенно, как отразилось учение перемен («Ицзин») на учение инь-ян в тайцзицюань;
• осмыслить, как повлияло учение древней китайской медицины на внутреннюю работу в тайцзицюань, особенно учение о каналах и меридианах цзинло;
• проанализировать с точки зрения современной физиологии и психологии благотворное влияние тайцзицюань на здоровье человека;
• посредством изучения современной физики и биомеханики осваивать принципы внутренних усилий тайцзицюань и боевые применения движений;
• руководствуясь знаниями в области эстетики сделать занятия тайцзицюань одухотворенными;
• изучать произведения классиков тайцзицюань, впитать их основную суть, чтобы в собственной форме «все движения всегда соответствовали принципам».
На практике подтверждается, что осмысление основных теоретических принципов тайцзицюань дает очень хороший результат в деле изучения формы. Когда теория понятна, можно в тренировочном процессе по одной вещи узнать о многом, развиваться в нескольких направлениях. Те учителя, которые могут точно объяснить теоретические принципы в правильной форме, могут указать ученикам путь к постижению всех тонкостей, вести ученика верной дорогой.

3. Пути тренировки формы

Практика формы – это не прекращающийся поступательный процесс исправления движений, наполнения внутренним содержанием, укрепления силы.

1. Учитель раскладывает по полочкам, ученик тщательно пережевывает и медленно глотает.
Мой учитель, господин Чэнь Чжаокуй, кроме занятий в группе давал частные уроки, во время которых он спрашивал ученика: «Как хочешь учиться, тщательно или быстро?». Быстрый или медленный процесс обучения формы в тайцзицюань напрямую влияет на ее поверхностное или тщательное освоение. Если следовать подробным разъяснениям учителя, точно повторять за ним движения, то обучение будет длительным. Обучение же в течение года или даже двух лет – слишком короткий срок для того, чтобы хорошо освоить базу тайцзицюань. Кроме этого, форму также нужно делать медленно, кроме движений, где присутствует выброс силы, которые необходимо делать быстро, другие движения можно замедлить, делать медленно но не прерывая, медленно но не зажато, более того, должны быть «низкие позиции + медленные движения», тогда совершенствуется гунфу. Чэнь Синь писал: «Быстро, противник не догонит меня; медленно, противник также не догонит меня», это как раз об этом требовании.
2. Учитель тонко гравирует, ученик повторяет и исправляется
У строгого учителя хорошие ученики. Кроме того, что нужно просить учителя указать на ошибки и спрашивать помощи соучеников, следует самостоятельно в повседневных практических занятиях самому исправлять ошибки, постепенно продвигаться вперед. При каждом выполнении формы должно быть понимание тела, новизны ощущений, затем терпеливо многократно исправлять ошибки, тогда можно с успехом продвигаться вперед: жизнь учиться, всю жизнь тренироваться, всю жизнь осознавать, всю жизнь исправлять.
3. Взять форму за главное, сочетать тренировки формы, туйшоу, даньши, вспомогательной работы
Нужно сделать форму отправной и заключающей точкой. В тренировке туйшоу прорабатываются пути усилий (цзинь) в движениях формы; в тренировке даньши и вспомогательной работе укрепляется сила в движениях формы. Туйшоу и даньши можно практиковать периодически, тренировка формы является ежедневной обязательной практикой. Только упорная ежедневная практика на протяжении многих лет позволит в полной мере проявить весь потенциал тайцзицюань, в полной мере получить эффект от трех главных ценностей тайцзицюань.
4. Последовательно прорабатывать и следовать указаниям шести показателей правильности и в предельные сроки совершенствоваться
В рассмотренных основах тайцзицюань мы выяснили, что практика формы является главным пунктом из всех видов практик в тайцзицюань. Но это вовсе не некие «гунфу пяти уровней», «гунфу девяти уровней». Из шести показателей первый является главным; это отправная точка, первый шаг, другие также можно совмещать и совершенствовать. Порядок этих показателей человек может выбирать сам в зависимости от его потребностей. Однако чтобы форма была хорошей и правильной, требуется как минимум три года упорного труда.. Чтобы этого достичь, необходимо тренироваться как минимум 3,5 часа ежедневно, с пытливостью и восприимчивостью, следовать указаниям учителя. Только при этих условиях возможно выполнение всех шести показателей Только тогда фундамент будет добротным.
 

(5 июля 1992 года)

Перевод Р.Романов
 




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2017
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: