Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - Об использовании сознания

Тайцзицюань это высокоразвитый вид рукопашного боя, в котором в равной степени развивается внешняя форма и дух, внутренние и внешние аспекты. Его внешний аспект выражается в практике таолу (форм), даньши, работы с оружием, туйшоу, свободном поединке, а также во вспомогательных видах тренировок, это «янская» функция, тренировка внешней формы. Его внутренний аспект (нэйгун) выражен в развитии и трансформации сущности – цзин, пневмы – ци и духа – шэнь, потенциальных скрытых возможностей человеческого организма, функций головного мозга, это «иньская» функция, тренировка духа. Разумеется, исходя из концепции целостности и единства, внутренняя и внешняя работа в тайцзицюань, его внешняя форма и дух это и раздельное и неделимое, взаимно поддерживаемое стихиями инь и ян единое целое. Раздельное это инь и ян составляющие; неделимое это средоточие тайцзи. Исходя из того, что жизнь человека это единство формы и духа, мы придерживаемся точки зрения монизма формы и духа, отчего рассматриваемый нами вид рукопашного боя и называется «тайцзицюань».

Вместе с тем, в тайцзицюань по сравнению с другими видами ушу, уделяется большое внимание практике внутренней работы (нэйгун), которая схожа с воззрениями адептов древнекитайской традиции даосизма: «переплавленная сущность – цзин изменяется в пневму – ци, переплавленная пневма – ци изменяется в дух – шэнь». Это учение является научным, это вовсе не что-то, представляемое некоторыми людьми как нечто мистическое и таинственное. На самом деле его внутреннее содержание это трехступенчатая тренировка цзинь, ци и шэнь. Ядром этого трехступенчатого гунфу является тренировка сознания (духа). Вопрос тренировки сущности – цзин мы уже коротко затрагивали в статье «О внутреннем вращении даньтянь»; о тренировке пневмы – ци мы уже говорили в статье «О раскрытии – сжатии «оборота небес»». Сейчас я хочу уделить внимание и немного поговорить о тренировке духа – шэнь, тренировке сознания – и, использовании сознания, изложить свое мнение с целью получить компетентное мнение со стороны единомышленников.

1. Проявление намерения это невидимая сила

При анализе теории инь – ян тайцзи можно сделать вывод, что двигательные функции человеческого тела имеют инь и ян составляющие. Внешне проявленные действия и способности движений человеческого тела можно назвать функцией ян. Например, энергия, рожденная в физическом труде людей, занятиях спортом, схватках ушу, эта видимая, ощутимая функция, которую легко понять и контролировать. А скрытые, невидимые волнообразные движения в человеческом теле, побуждающие к разным действиям можно назвать функцией инь, которую обычно трудно оценить и проконтролировать. Например, вдохновение и воображение в творчестве писателя, удивительные изобретения ученого, находка оригинального метода в лечении больного у врача, все это энергия, которая является проявлением намерения и невидима глазом. Использование сознания в тайцзицюань заключено в скрытой иньской функции, которая посылает импульс и приводит в движение тело человека. Тем самым создается возможность всестороннего развития и скрытой иньской и янской функций человеческого организма, а также формирования «совокупной функции тайцзи», при которой инь и ян поддерживают друг друга, дух и форма составляют одно целое, т.е. полноценного развития жизненных сил человека. Это также является причиной, по которой тайцзицюань является превосходным специфическим методом всестороннего физического воспитания.

Проявление намерения, которое можно еще назвать силой сознания, является особой формой деятельности человеческого мозга (в китайской медицине мозг называется «чертогами души»). Мозг человека это самый эволюционный продукт в материальном мире, его тайны не раскрыты полностью и до сегодняшнего времени. Поэтому некоторые люди говорят, что мозг это тайная бесконечная галактика. Вместе с этим, очень многие современные ученые утверждают, что сознание это своеобразный вид силы. Некоторые люди называют его наивысшим видом материальной энергии. Сознание несет не только мыслительную и информативную функцию, но и содержит прямую функцию, дающую начало вещам и явлениям, как в самом организме, так и вне него. К тому же сознание это главный орган управления всеми функциями и энергиями человеческого организма, он может регулировать баланс здоровья организма, например, излечивать некоторые болезни, а также может играть роль в развитии вещей вне тела. Такому физическому эффекту дано научное определение, как сила сознания. Поскольку эта сила исходит из «чертогов духа» древние также называли ее «силой духа».

Каждый обладающий способностью мыслить человек имеет проявления силы сознания. Интенсивность силы сознания может увеличиваться, и если не прогрессировать в тренировках, не вести подвижный образ жизни, то интенсивность силы сознания приходит в упадок. А если развивать силу сознания, то у человека могут открыться некоторые специфические способности, особые функции.

Ученые, исследующие возможности человеческого организма, при помощи контрольно-измерительных приборов уже доказали, что эти специфические способности являются реально существующей материальной силой. Например, когда некий человек силой сознания поднимает ладонь вверх, то сила упругости и расширения ладони увеличивается. При помощи силы сознания температура ладони может повышаться или понижаться. В одной из лабораторий в Шанхайском медицинском научно-исследовательском институте было доказано, что сила сознания может регулировать температуру ладони в сторону увеличения или уменьшения (журнал «Наука о человеке в Китае», № 4, 1994 год).

Советские ученые, исследующие электричество в живых организмах доказали следующее: если сосредоточить внимание на какой либо части тела, то там может возникнуть электрический ток, и применяя точные электроизмерительные приборы можно измерить его величину (журнал «Наука о человеке в Китае», № 3, 1993 год).

Кроме этого, искусные диагносты по пульсу в китайской медицине в очень большой степени опираются на интуитивные ощущения. Бянь Цюэ мог мыслью проникать в самую суть болезни государя. Вплоть до того, что даже некоторые гипнотизеры, или заклинатели опираются на специфические способности человеческого сознания.
Некоторые мастера цигун пользуются излучением внешней ци в лечении болезней у людей, это также в огромной степени зависит от работы силы сознания.

2. Формирование силы сознания

Профессор Научно-технического института государственной обороны господин Тань Шушэн доказал, что обычные чувства не приравниваются к силе сознания. Простое проявление активного сознания (мышление, образы) ничуть не может напрямую влиять на предметы внешнего мира. Обычно люди говорят: «замечтаться, унестись куда-то мыслями», это образы, которые не имеют ничего общего с реальностью. Формирование силы сознания определенно базируется на системе материальных веществ внутри человеческого организма, отказываться от концепции материальной системы строения тела человека не научно. Сознание непременно полагается на вещественное посредничество, опирается на высшие биологические энергии, только так полностью выявляется его влияние на вещи и явления внешнего мира. В противном случае такая сила сознания – фикция, пустышка. К тому же, работа сознания в первую очередь воздействует на прочие вещества (включая физиологические процессы своего организма, а также на состояние и действия экстраматрикальных объектов), и сливается с этими веществами, только так возникает способность воздействия на материальные объекты внешнего мира. Поэтому во «Внутреннем каноне Хуанди» говорится, что в отношении здоровья человека самое главное это «единство формы и духа». А тайцзицюань как раз и является таким превосходным видом боевого искусства, в котором в равной степени тренируются и форма и дух, форма и сознание.

Наблюдая за тренировками и демонстрациями очень многих людей, которые обладают специфическими способностями можно увидеть одно и то же: они обязательно проходят через три этапа - входят в медитативное состояние, раскрепощаются, концентрируются, только так они могут индуцировать и мобилизовать свои скрытые возможности. В их числе этап концентрации (сгущение духа) как раз и является слиянием движения сознания с другими материальными объектами тела и вхождением в действие.

А процесс вхождения в медитативное состояние, раскрепощение, концентрации сознания как раз и есть специфическая особенность тренировочного процесса в тайцзицюань. На основании вышеизложенного, основанного на научном подходе материала мы можем утверждать, что тайцзицюань, в котором в равной степени тренируется и внутреннее и внешнее, форма и дух поистине является одним из самых прогрессивных методов развития силы сознания.

3. Тренировка силы сознания

Практически все патриархи тайцзицюань акцентировали внимание на непременном использовании сознания. Например:

«В позициях намеренно следуют использованию сознания».
«Сознание и ци правят, кости и мышцы служат».
«Сначала в сердце, потом в теле». (У Юйсян)
«Начало в движении сознания, продолжение в движении усилий – цзинь».
«Всякий раз это сознание, не внешне».
«Постоянно обращать внимание, что везде нужно использовать сердце». (Ли Ишэ)
«Если ци не доходит, то и сознание растворяется». (Ли Ишэ)
«И в форме и в туйшоу постоянно есть осознание».

Все перечисленные тексты имеют отношение к использованию сознания, что характеризует тайцзицюань как вид рукопашного боя, в котором чрезвычайно важно использование сознания. Некоторые известные мастера тайцзицюань могут очень легко отбрасывать противника. Я думаю, что это происходит потому, что, во-первых, у них отличная базовая физическая подготовка; во-вторых, у них хорошая техника (например, использование силы противника); в-третьих, это результат практики, при которой обращается внимание на взаимное соответствие сознания – и, энергии - ци, силы – ли. Поэтому некоторые люди называют тайцзицюань своего рода «движением сознания и энергии». Однако это определение нельзя назвать исчерпывающим, более правильно сказать: «коагуляция и единство движения сознания – и, энергии – ци, силы – ли». Потому, что это движение сознания и энергии является основой для жизнедеятельности человеческого организма. Постулат «использовать сознание и не использовать силу» не корректный, поскольку сознание это тоже определенного рода сила. Некоторые люди считают, что нужно, говоря о силе в тайцзицюань, пользоваться термином «усилие (цзинь)» и не употреблять термин «сила (ли)». На самом деле цзинь по смыслу очень близко к ли. Господин Ван Сянчжай очень правильно и четко комментировал этот вопрос: «Сознание это сила», «Использование сознания – это использование силы». Это, по сравнению с некоторыми «знаменитостями» от тайцзицюань чрезвычайно правильная, понятная и четко выраженная точка зрения.
В тайцзицюань придается большое значение использованию сознания. Вместе с этим проблема прогрессивных методов тренировки силы сознания остается у людей объектом исследований. Автор лично практикует тайцзицюань стиля Чэнь несколько десятилетий и уделяет большое внимание методам развития сознания, а именно контролю собственной силы сознания. Это не только контроль над выполнением движений в форме, он распространяется и на три других сегмента: «тихое сидение» (медитацию), раскрепощение, концентрацию.

Медитация и раскрепощение это первый шаг к мобилизации силы сознания. Некоторые люди говорят, что достижение погружения в созерцательное состояние и раскрепощения это уже 90 из 100% гунфу тайцзицюань. Поэтому, тот, кто не достиг созерцательного состояния и раскрепощения не может говорить о гуфу в тайцзицюань. Этот аспект мы уже рассматривали в статье «О раскрепощении» и не будем опять к нему обращаться. Сейчас сделаем упор на понимание и осознание концентрации сознания.

Концентрация, равно как и объект концентрации включают три аспекта:

1. Отталкиваясь от позиций оздоровительного «вскармливания жизненности», где сознание концентрируется на определенных участках своего тела с целью регуляции организма, самосовершенствования, изгнания порчи из организма, циркуляции жизненных сил, регуляции нервной системы, укрепления тела и оздоровления мозга, продления жизни. Мы знаем очень много примеров излечивания болезней у занимающихся тайцзицюань, трудно и сосчитать. Если в процессе выполнения формы концентрировать сознание на каждом движении, движении ци и подъеме духа, посредством сотен повторяющихся трудоемких движений, через функцию торможения отрицательного возбуждения вегетативной нервной системы можно приводить нервную систему в положительное состояние. Такое положительное состояние нервной системы (присущее тайцзицюань основное состояние) является активизирующим фактором для регуляции внутренних органов человеческого организма. Поскольку у человека чрезвычайно пластичный организм. Через практику тайцзицюань, через развитие собственного сознания, мозг и движения, движения и тело, тело и окружающая среда могут превратиться в высшей степени координированное, саморегулирующееся единое целое. Это также называется «основным законом самоконтроля сознания».

2. Отталкиваясь от позиции самообороны, тренировки боевого аспекта, где сознание направлено на действия противника и адекватную им технику, концентрируется на своем месте выброса усилия, на предполагаемом месте на теле противника. Это включает в себя применение точки приложения силы, траекторию движения силы, узел изменений, вплоть до самой последней заключительной точки выброса силы. Другими словами, в процессе приложения усилий пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као и др. на всех них необходимо сосредотачивать силу сознания. Это тренирует не только некоторые качества отпора атакам противника, но развивает также смелость и решительность.

3. С точки зрения воспитания моральных качеств, на определенном этапе тренировок необходимо концентрировать внимание на развитие идейно воспитательных, морально волевых, духовных качествах человека.

Разумеется, людям только что начавшим обучаться тайцзицюань, нужно сосредотачивать внимание на правильности и последовательности движений. Все движения должны быть точными и сменяться без перерыва, это отправная точка в использовании сознания. После этого, в каждодневных занятиях заостряется внимание на проникновении силы сознания. Это проникновение включает в себя как разумное интеллектуальное наполнение, так и тяжелую практическую работу. Я думаю, что воспитание такой силы сознания возможно только после добротного закрепления практики выполнения формы. Вместе с этим, необходимо приобретать определенные знания в области физиологии, психологии, анатомии человека. Тогда управление сознанием (использование сознания) будет иметь научную основу и подход, я считаю, что для этого как минимум нужно усвоить несколько рациональных знаний, которые позволят приблизить к овладению силой сознания.
Знание о едином дыхании. Согласно теориям «единого космического дыхания», «биологии единого дыхания», «медицине единого дыхания» энергии человека и природы являются взаимопроникающими. Поэтому в процессе практики формы необходимо знать, как направлять сознание, чтобы синхронизировать свое тело с природой, не переставая усваивать информацию и питательные вещества для тела, дарованные нам природой. Непрерывно впитывать необходимые для организма вещества, находящиеся в атмосферном воздухе, делать так, чтобы ци макрокосмоса и внутренняя ци вашего тела совершали непрерывный обмен, чтобы сделать единым дыхание тела и космоса одним целым, тем самым, воплощая постулат «Небо и Человек – одно целое». Вместе мс этим необходимо также понимать, что и в человеке все взаимосвязано – тело и психика, каждая часть тела, каждый внутренний орган посредством соединительной ткани являются одним целым, тогда будет понятно правило тайцзицюань «если сдвинулось что-то одно – нет ничего, чтобы не двигалось».

Знание о каналах и меридианах. Человек, практикующий тайцзицюань, прежде всего, должен разбираться в устройстве человеческого тела, особенно в системе каналов и меридианов, используемых в китайской медицине. Следует четко понимать циркуляцию изначальной ци по основным и вспомогательным каналам и меридианам внутри человеческого тела, понимать, как распределяются по всему организму питательная ци и отработанная ци, иметь представление о правилах циркуляции входящей и исходящей цзинь. На протяжении всего процесса в каждом движении в форме нужно сознательно управлять движением внутренней ци по каналам и меридианам. Учитель Чэнь Чжаокуй часто говорил о трех «завершенностях»: движения тела должны быть завершенными, движение внутреннего усилия – цзинь должно быть завершенным, движение духа глаз должно быть завершенным. Он также часто говорил о раскрепощении, доводимом до среднего пальца и силы, доходящей до среднего пальца. Это стимулирует кровоснабжение всего организма и циркуляцию ци. В «Суждениях о кулачном искусстве» сказано: «Мышцы и кости следует раскрепостить, кожу и волосы нужно энергизировать», это выражается через процесс раскрепощения, изменений спирального усилия чаньсыцзинь, через процесс распространения и проявления внутренней ци изнутри наружу. Если подобное становится возможным, то во всем теле возрастает сила и проворство, а в упражнениях туйшоу хорошо развиваются «усилие слушания», «усилие понимания», «выброс усилия».

Знание о концентрации сущности и скоплении духа. В процесс практики тайцзицюань необходимо постоянно обращать внимание на раскрытие и сжатие. В особенности, в момент вдоха или силы сжатия самое главное это «концентрация сущности и скопление духа», обращается внимание на точку концентрации внутренних сил. То есть во время тренировки формы нужно обращать внимание на ведущую роль сознания, придавать большое значение методу «плавления сущности». Подобный процесс структурного комбинирования движения сознания и движений тела также является процессом, при котором в теле человека концентрируется сущность – цзин, пневма – ци, дух – шэнь, а это квинтэссенция тайцзицюань. Суть заключается в том, что при этом энергии инь и ян в теле человека взаимно сочетаются, составляют одно целое, что значительно повышает функциональность человеческого организма. Этот эффект несравним с другими методами тренировок.

Знание о самообороне. Тайцзицюань – это один из видов боевых искусств. Хотя человек, практикующий тайцзицюань, не ставит своей целью нападать на других людей, все же нельзя забывать и о самозащите. Поэтому, изучая тайцзицюань, следует совершенствовать силу сознания, направленную на самозащиту и ответные действия, по отношению к противнику. По этому поводу у меня есть несколько мыслей: 1.Тренируя форму (особенно это относится к молодым и сильным людям), нужно представлять себе противника. При этом следует знать и придерживаться стратегии тайцзицюань: «Я защищаю свои границы, не давлю и не уступаю», «Противник не причиняет мне вреда, я не причиняю ему вреда; противник хочет нанести мне вред, я использую его силу и повреждаю его тело». При этом, оценивая собственные силы, следует быть уверенным, что ты превосходишь противника, довлеешь над ним. Едва прикоснувшись кожи противника, мое сознание проникает в его кости, поэтому говориться: «Ци еще не дошла, а сознание (и) уже поглотило (противника)). Есть такая поговорка: «если уверен в себе, считай полдела сделано», это можно отнести к работе силы сознания в тайцзицюань. 2. Нужно абсолютно ясно представлять боевое применение в каждой позе, в каждом движении, следует также четко понимать динамику изменения силы в каждом движении, т.е. начало движения силы, пути движения силы, ось движения силы и точку выхода (точку фацзинь). Нужно постоянно держать внимание на точном и беспрепятственном проведении силы сознания до точки выброса силы. Технические действия в каждом движении имеют свои характерные признаки. Нужно четко понимать, скажем, выпуск силы происходит через пальцы или через основание ладони, при этом вращение ладони выполняется на большой палец или на мизинец; это входящее усилие (цзинь) с зажимом сухожилий и воздействием на меридиан или это выпускающее усилие (цзинь) с выбрасыванием при использовании люй-ань; используется удобная ситуация для проведения приема или такая ситуация создается специально. В особенности это касается тренировки даньши с выбросом силы, где в момент выброса силы должны быть три «завершенности»: сознания (и), энергии (ци), силы (ли), а вместе с этим и дух глаз доходит до нужного места. В некоторых видах ушу динамика изменения силы называется «поиск силы» (шили). «Практика без противника должна быть такой, будто он есть». Если мы с каждым днем, с каждым разом практикуя тайцзицюань, будем сосредотачивать внимание на работе силы сознания в каждом из более 600 движений в двух формах, в каждом из 108 даньши, в каждом из видов силовой работы, то постепенно сможем достигнуть особенного, могучего гунфу в тайцзицюань. Будет возможным объединение в своем теле сущности (цзин), пневмы (ци) и духа (шэнь) (сознания (и), энергии (ци), силы (ли)), обладание экстраординарной силой тайцзи. Силой во всем теле, похожей на водоворот, на смерч, способной реагировать в любом направлении, способной «выстрелить из любого места в любом направлении». Это один из важнейших аспектов совершенствования в тайцзицюань.

Знание о самовоспитании. Люди, практикующие тайцзицюань, часто говорят, что в процессе занятий тренируется и боевое искусство, и человек. Развитие человека как личности идет через практику боевого искусства и является ее важнейшим содержанием. Использование сознания применяется не только в двух аспектах тайцзицюань, а именно в укреплении здоровья и самообороне, но и в самовоспитании. Фактически развитие своих природных данных это укрепление головного мозга, это укрепление нервной системы, это оздоровление психики, через практику тайцзицюань возможно поднять свои духовные качества на новый, более высокий уровень. Присущая тайцзицюань целостность, выраженная в тренировке внутреннего и внешнего, взаимной поддержке инь-ян, мягкого и жесткого, взаимного содержания раскрытия – сжатия, взаимного присутствия легкости и погруженности, имеет в своей основе закон диалектики тайцзи. В занятиях тайцзицюань руководствуются тем, что человек должен раскрепоститься, погрузиться в созерцание, концентрироваться, уравновесить психику, не должен суетиться, должен сохранять равновесие. Встречаясь с препятствием не терять присутствия духа, «каждый раз совершая важные дела, необходимо обладать хладнокровием», можно «следовать противнику и проявлять чудеса», можно изменяться соответственно обстоятельствам, адекватно реагировать на изменения в природе и обществе. Если человек, практикующий тайцзицюань, в процессе занятий обращает на это внимание, руководствуется идеей самосовершенствования, то по прошествии времени, сможет улучшить свои моральные качества. Я считаю, что использование силы сознания на совершенствовании своих человеческих качеств в процессе тренировок является одной из важнейших составных частей в совершенствовании тайцзицюань.

Тайцзицюань это прекрасное искусство самовоспитания, выкристаллизованное китайским народом на благо всего человечества, в нем используется как сила, так и сознание; укрепляется тело и дух; он является эффективным методом физического развития и самообороны; он повышает функции организма и психические способности; занятия тайцзицюань могут улучшить характер человека. Тайцзицюань это древнее и, вместе с тем, новое учение о человеке, он делает жизнь человека более полной и насыщенной.

2 сентября 1995 года

Перевод Р. Романов
 




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: