Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - Круг – форма и образ действия в тайцзицюань

Когда я преподавал тайцзицюань в Чанша, то впервые коснулся понятия «круга», в течение нескольких лет я специально занимался этой проблемой, благодаря чему я утвердился в том мнении, что если нет круга, то нет и пэнцзинь , и искусство рукопашного боя не имеет основы.

Когда тайцзицюань становится делом жизни, то в нем в равной степени присутствуют Дао воина и Дао философа. Сущность Дао в неисчерпаемости , проникновенности. В окружности нет изъянов, для проникновенного нет препятствий. Поэтому для понимания неисчерпаемого и всеобъемлющего остается лишь возможность внезапного озарения. Только тогда можно понять глубокую суть, беспрепятственно войти в границы таинственного. Поэтому человек, практикующий тайцзицюань, должен понимать постулат традиционной китайской культуры о «неисчерпаемом (или круглом – Р.Р.) Дао».

Прежде всего я хочу проследить, откуда исторически появилось понятие традиционной древнекитайской философии о «круглом Дао», почему прежние поколения мастеров тайцзицюань стали добиваться в своих занятиях «округлости».

В традиционной китайской культуре очень важен образ круга, он берет начало из «Чжоусской книги перемен» («Чжоу и» или «Ицзин»). Например, «Цянь - это Небо, это круг». «Дэ гадания – это круг и дух» («Комментарии к гексаграммам»). Закон возвратно-поступательного кругооборота человеческих деяний и небесного Дао рассматривается в «Книге перемен» как «сердцевина Неба и Земли», он гласит: «Нет ничего, что бы не возвращалось (на круги своя)». Проявления всех вещей и деяний выражаются в обороте и возвращении к началу, как змея, кусающая хвост, в цикличном не прекращающемуся вращении круге. Знаки Великого предела (тайцзи), Восьми триграмм (багуа), пяти элементов (усин) – все построены по принципу кольца. На самом деле, до Сунской эпохи (Х-XIII вв. нэ.) очень много людей изображали тайцзи в виде полого круга. Люди Сунской эпохи комментировали знак тайцзи как «суть мириады изменений». Эта «суть мириады изменений» является единством хаотичности, вещью, объединяющей первоначальный хаос. Если взяться ее изобразить, то это будет только круг. Поэтому круг – это суть изменений всех вещей.

В традиционной китайской культуре очень долгое время руководствовались идеей «круга». В психологии эстетики тоже содержится эта идея. Во время исследования фактов и принципов также часто рассматривают с точки зрения идеи «круга». И конфуцианцы, и даосы, и буддисты – все рассматривают круг как изображение причинно-следственных связей. Авторы очень многих трактатов пользовались словами «совершенное проникновение» («неисчерпаемое и проникновенное»), «гармоничное соединение» . В рассматриваемом выше выражении из «Книги перемен» «Дэ гадания – это круг и дух» говорится о том, что круг является изображением таинства бесконечности движения, бесконечности изменений.

«Если внезапным прозрением постичь неисчерпаемое и проникновенное, то напрямую достигнешь нирваны». («Сочинение "Прозрение истины"».)
«Мудрый ощущает неисчерпаемое и проникновенное, и не имеет сомнений» («Трактат о грубом и величественном», цзюань 22). А именно, в круге нет изъянов, для проникновенного нет препятствий.

«Развивающий почтительность – это человек с неисчерпаемой и проникновенной почтительностью». («Лянские книги», «Воспитание почтительности») В этом месте «неисчерпаемое и всеобъемлющее» имеет следующий смысл: проникнувший в суть принципов деяний, в своих жизненных делах следует гармонии, а не погрязает в собственной косности. Отсюда мы видим, что древние рассматривали «неисчерпаемое и проникновенное» как высокое моральное качество и высший идеал.
«Гармоничное соединение» - это законченная циркуляция; оно несет идею необычайной гармонии. В «Трактате о грубом и величественном», цзюань 17, есть такие слова: «Если взирать на природное гармоническое соединение земли, воды, огня, ветра, повсюду закон дхармы, чистое постоянство». Поэтому мы также часто говорим, что самое высокое достижение в тайцзицюань – это «тончайшее гармоничное соединение».

В «Трактате о военном искусстве Сунь Цзы» в главах «Форма» и «Образ действий» говорится о том, как использовать войска; там также используется иероглиф «круг». Ниже мы приведем три примера:

«Многочисленное и запутанное (войско), в сражении беспорядочно, но нельзя (допускать) беспорядочности; первоначальный хаос формируй в круг и не будешь знать поражений».

«Прежде умелый полководец вникал в положение дел, не критиковал людей, поэтому мог выбирать людей и брать на себя ситуацию. После того как взялна себя ответственность, он сражается как вращается дерево или камень. Природа дерева и камня - это спокойствие в покое и опасность в движении. Квадрат – это остановка, круг – это движение. Поэтому образ действия умелого полководца как у круглого камня, катящегося с горы в тысячу саженей».
«Быстрота поднятой волны прибивает к берегу валун; это образ действий».

Из приведенных примеров из «Сунь Цзы» мы можем видеть, что построение войск не выходит за пределы круга, в образе действий нет ничего лучше, чем круг. «Круг» - это символ высокого воинского искусства.

C точки зрения исследований в области физиологии человека, каждый вид физической культуры неразрывно связан с кругом, все они полностью основаны на вращениях. Это касается не только круговых движений, но и тех видов физической культуры, которые визуально основаны на прямолинейных движениях. Например, бег. Кажется, что движения идут по прямой траектории, однако в процессе бега руки и ноги постоянно совершают поступательные вращательные движения. А именно, на прямой линии при ходьбе или беге, в момент возвратно-поступательных движений непременно присутствует вращение по кругу; невозможно выносить и подтягивать руки или ноги по прямой линии. В каждом движении, в каждом виде физической культуры мышцы подтягивают кости вращательными движениями в суставах. Отталкиваясь от этого, можно сказать, что если нет вращательных движений, то нет движения вообще. Можно даже сказать, что если нет круга, то нет и жизни. В повседневной жизни тоже не обойтись без движений по круговым траекториям. При езде на велосипеде совершаются вращательные движения по ходу движения – шунь и против хода – ни. Устройства, приводящие в движение механизмы, вращаются; даже при мытье посуды не обойтись без дугообразных движений шунь – ни. Когда едят палочками для еды, то вытягивают руку и берут пищу, потом кладут в рот, совершается возвратно-поступательное движение по кругу, здесь также не обойтись без движения по кругу в один ни и один шунь.

С точки зрения художественного искусства, в эстетических движениях люди придают большое значение иероглифу «круг». В мемуарах известного деятеля искусства господина Юй Чжэнфэя есть такие слова:

«Помнится, как один мой товарищ, фотографируя пьесу с участием господина Мэй Ланьфана, играющего в спектакле, делал снимки с разных ракурсов. Все они получились очень удачными. Он спросил меня, почему так вышло? Тогда я не смог ответить. По прошествии долгого времени, когда мы вместе работали с господином Мэй Ланьфаном на сцене, я постепенно понял, что это, видимо, связано с кругом – его мелодии и манеры были округлы. Не важно, был ли он неподвижным, все равно он был округлым, когда двигался, все его движения были округлы. Думаю, в этом причина его энергетики». («Исследования Чжоу И» № 1, вып. 1996 г., Чжао Цзяньюн, «Ицзин и искусство Пекинской оперы»).

В произведении современного философа Ли Чжоу «Существование веществ в нулевом состоянии и движение по кругу» говорится, что весь материальный мир пребывает в нулевом состоянии, форма его движения – это циклические круговые движения. Это соответствует древнекитайским представлениям о «круглом Дао».
Тайцзицюань – это составная часть традиционной китайской культуры. Действительно, форма, теория и методы тайцзицюань неразрывно связаны с «круглым Дао». В произведениях старых известных мастеров тайцзицюань «Суждения о кулачном искусстве» можно видеть, что там очень часто встречается понятие «круга».

«Стоять как весы, двигаться как колесо» (Ван Цзунъюэ).
«Заманивание пустой корзиной – это один поворот» (Чэнь Синь).
«Живая подвижность сознания и ци зависит от наличия подвижного круга» (У Юйсян).
«Едва коснулся – сам вращайся, всегда будет сила» (Ли Ишэ).
«Дойти до быстроты, дойти до ловкости, наматывать нить и вращаться. Как отойти от формы, как не потерять округлость луны? Самому тщательно практиковаться, дойти до мельчайших кругов» (Чэнь Синь).
«Стопы следуют, кисти движутся, вращаться по кругу как небожитель» (Чэнь Синь).
«Четко разделяй пустое и полное, вращайся как мысль» (Неизвестный автор).
«Усилие (цзинь) всегда идет по кругу. В одном круге содержится много уходов и касаний» («Пояснения к тайцзицюань»).
«В движениях всего тела главное – это постоянный круг» (Хао Юэжу).
«(При выбросе силы) сила выходит по кругу через все тело» (Хао Юэжу).
«Мягкость не использует грубой силы, руки с усилием пэн должны поддерживать круг; охватывающая круглая подвижная сила ломает твердое, разрушает атаку противника» («Канон пяти иероглифов»).
«Что касается движений рук и ног, то это только круг, нужно избегать прямизны». «В нарисованном круге есть и ортогональные (направления), есть и диагонали – это ничто иное, как круг тайцзи» (Чэнь Синь).
«Круг – это вращение всего тела, не только рук и ног, (движения) рук и ног очевидны, поэтому говорят про вращения кистей» (Чэнь Синь).
«Инь и ян не имеют ни начала, ни конца, во вращении заключается перемена сгибаний и вытягиваний, в этих переменах (заключается) прямое проникновение (в защиту противника). Вращение круга следует за движением мысли (в состоянии) первородного хаоса». «Движения рук и ног идут по вращающемуся кругу, нельзя тащить и прерываться» (Чэнь Синь).
«Руки в положении пэн должны поддерживать круг, самопроизвольно меняют пустое и полное, движение и покой» (Тайная передача Ян Баньхоу «Девять секретов»).
«Позы должны быть прямыми и круглыми, спокойными, раскрепощенными, одухотворенными; движения должны быть легкими и подвижными, идти по кругу» (Ян Чэнфу). Требование – «Без выпуклостей и вогнутостей, без изъянов, без разрывов».
«Движения (в тайцзицюань) нужно делать по кругу, они не идут по прямым траекториям» (У Тунань, «Краткий очерк боевых искусств»).
В труде Ян Баньхоу «Пять правил тайцзицюань», в разделе «Усилия шести соответствий» в том числе делается акцент на «спиральное усилие».
Современный носитель традиционного Ян тайцзицюань господин Фу Чжунвэнь выпустил книгу «Тайцзицюань стиля Ян». В ней он упоминает об усилии спирального скручивания (чаньсыцзинь) – «внутренней спирали» (скручивание в фазе ни) и «внешней спирали» (скручивание в фазе шунь).
В манускриптах тайцзицюань стиля Хэ из Чжаобао есть «Шесть правил к практике формы тайцзицюань» Чэнь Цинпина, в которых есть требование: «тренироваться нужно с вращением кругов» (периодическое издание «Удан», вып. 22).

В технических действиях туйшоу также не обойтись без круга. Поэтому некоторые люди называют тайцзи туйшоу «интересными круговыми движениями». В человеке присутствуют центробежная и центростремительная силы. В туйшоу они задействуются в виде затягивающей нейтрализации и атакующего действия. Все они неразрывно связаны с движением по кругу и дуге (как части круга). Только движения по дуге являются наиболее оптимальными для нейтрализации поступательной силы (противника) и для атаки. А это означает, что встреча наступательной силы противника не должна осуществляться по прямой линии – это будет жесткое упирание. За счет вращательной силы всех частей тела, за счет скорости отдачи как от надутого мяча (или применения совместного усилия) происходит смещение направления поступательной силы; отсюда сила противника отклоняется от вашей осевой линии и проваливается в пустоту. Следует координировать спиральные усилия всех частей вашего тела, а это неразрывно связано с понятием «круга».

Мой учитель, господин Чэнь Чжаокуй, постоянно заострял внимание на понятии «круга». Он часто повторял: «Не круг так дуга, везде круглое усилие пэн; нельзя двигаться по прямой, все движения идут по кругу».

Сам учитель Чэнь Чжаокуй следовал этим наставлениям. Выполняемая им форма была этому наглядным примером. Наставница Чэнь Лицин необычайно реалистично описывала выполняемую Чэнь Чжаокуем форму: «Помню, как на Праздник весны 1974 года я приехала на родину в Хэнань, в Чэньцзягоу, повидать родителей, и видела, как он (Чэнь Чжаокуй) практикует тайцзицюань. Его форма была в низких позициях, тело прямое, движения свободные и собранные, инь и ян очень искусно сочетаемые… Легкость – как у плывущих облаков и текущей воды, стабильность – как у горы Тайшань, возвратно-поступательные движения – как у рыбы в пруду, вся форма – это тренировка спиральных скручиваний, цельного круга, переполненная духом и ци. Это было похоже на вращающийся по земле пестрый шар, напоминающий мчащегося дракона. У меня зарябило в глазах, непроизвольно я захлопала в ладоши и сказала: "Здорово, действительно очень хорошо!"».
Многие годы исследований и практической работы, к этому нужно добавить оставившие глубокий след в моей памяти записи тренировок с учителем, которые я тогда вел, привели меня к окончательному выводу, что понятие «круглое Дао» - важнейший принцип тайцзицюань. Форма и образ действия тайцзицюань неразрывно связаны с «кругом», с бесконечными изменениями вращательных движений по круговым траекториям. Общими словами можно сказать: «Везде должен быть круг, нигде не утрачивать упругое усилие пэн». Если в практикуемой форме нет круга, то нет и энергетики; в туйшоу нет круга – это бодание баранов. Можно сказать, нет круга – нет тайцзицюань.

Разумеется, при достижении границ сути круга нельзя забывать о прямом положении туловища, раскрепощении всего тела, а именно – это раскрепощенные плечи и куа, о движениях в области груди и поясницы и других базовых требованиях. Однако среди них нужно обратить особое внимание на два основных:
Нужно делать внешний вид округлым, не допускать углов, энергетику позиций наполненной;

Пути движений усилий (цзинь) должны идти по кругу, не допускать прямизны, вращаться по спиралям.

Затем нужно привести в порядок каждую позицию в форме, каждое движение, нужно обращать внимание на сглаживание углов, все тело должно стать округлым. Надо использовать мысль, полагаясь на силу сознания, сделать так, чтобы все части тела были округлыми и поддерживать эту округлость. Область паха должна быть округлой, руки должны быть округлыми, ноги должны поддерживать полукруг. Обе куа раскрепощаются, колени стягиваются внутрь, формируя ногами арку. Не важно, какой выполняется шаг: мабу, паньбу, гайбу, бэйбу ; пах должен быть округлым. В кистях точка лаогун должна быть пустой, пальцы аркообразно собраны, граница между малой и большой рыбкой должна быть втянута, большой палец стягивается с мизинцем, центр ладони формируется в круг, «пасть тигра» округляется. В стопе точка юнцюань должна быть пустой, пальцы ног «хватают» землю, таким образом основание (тела) также округло. Когда сознание управляет, то достигается настоящая «поддержка восьми сторон». Когда рука выбрасывается вперед, непременно должна быть поддержка сзади. Когда делается выдох и живот раздувается, позади, в точке минмэнь, есть поддержка. Когда есть выброс влево, нужно, чтобы правая куа погружалась вниз, а плечо со стороны спины тянулось вправо. Таким образом, достигается расширение в четыре стороны: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, наружу-внутрь и общая наполненность во всем теле. Внутри тела три точки: даньтянь, минмэнь и хуэйинь составляют ось круга. Они являются сердцевиной круга, расширяющегося внутренняя ци с вращением по кругу расширяется вовне. Вместе с этим от внутреннего вращения даньтянь имеется ощущение единства внутренней ци с ци Космоса, а внешняя форма (тело) наполняется и расширяется. В «Суждениях о кулачном искусстве» по этому поводу сказано: «Мышцы и кости должны раскрепоститься, кожа и волосы энергетизируются».
Например, в позе «одиночный хлыст» обе руки раскрываются, но в раскрывании должно содержаться сжатие. Учитель часто наставлял: «В широком раскрытии обязательно должна присутствовать концентрация», «руки вытягиваются на 70, 80%». Руки должны образовывать полукруг, а локти должны свешиваться вниз, руки от плеча до кисти должны подпирать наружу, спина подпирает назад. Руки подпирают, кисти стягиваются, «пасти тигра» направлены друг к другу. Пах должен быть округлым, правая нога давит на землю, но не выпрямляется, а колено не должно заваливаться внутрь, правая нога давит, направляя силу вверх, колено закручивается внутрь, бедро и голень скручиваются в фазе ни и поддерживают дугообразное усилие наружу. Эта отраженная от давления на землю сила достигает поясницы и позвоночника. Одновременно делается выдох, поясница и куа по спирали погружаются вниз, макушка должна мысленно подпирать вверх. Так осуществляется поддержка восьми сторон. Другие позы: «белый журавль раскрывает крылья», «пойти по косой» и др. являются выражением этих требований.
Между тем нужно обратить особое внимание на проблему угла сгибания запястья. Например, в конечном положении «одиночного хлыста» правое запястье в положении «крюка» согнуто вниз внутрь, место сгиба должно быть в форме полукруга, укрепляя упругое усилие пэн. Недопустимо положение запястья под углом 90 градусов, как в некоторых стилях тайцзицюань. В конечных положениях других поз, таких как «упасть в шпагат», «раскатать парчу по земле», «кулак, защищающий сердце», «разломить поясницу, надавив кулаком и локтем», «волна со дна моря», руки, согнутые в запястьях, поддерживают усилие пэн наружу и сформированы в полукруг; тыльные стороны кулаков находятся в полукруглом состоянии (это наглядный полноценный пэнцзинь, что тоже наполненная внешняя форма).
Кроме этого, в движениях, где скрещиваются обе руки или оба запястья, также нужно обращать внимание на усилении округлого усилия пэн, на то, чтобы внутренняя сторона рук сохраняла и поддерживала круг, чтобы «в собранной концентрации было усилие раскрывания». Следует избегать скрещивания по прямой линии, не допускать прижимания рук. Добиваться того, чтобы в раскрытии и в сжатии был круг. Раскрытие и сжатие содержат друг друга, содержат внутренний и наружный круг.
«Тайна методов тайцзицюань состоит в движении усилий (цзинь)». В процессе движений, проводке усилий (цзинь) в тайцзицюань также следует непреклонно следовать идее круга. «Движения рук и ног не иначе как движения по кругу». «В возвратно-поступательных сгибаниях-складываниях остерегайся форм вытаскивания и разрывов» (Чэнь Синь). Что означает «формы вытаскивания и разрывов»? Это прямые поступательные и прямые входящие (силы), прямые выходы и прямые входы (силы), жесткие тянущие и жесткие рвущие (движения), тогда верхняя часть тела раскачивается и гнется. Например, если в момент перехода из конечного положения «прикрыться кистью, рука-кистень» в начало «на шесть запереть, на четыре запечатать» подтягивать кулак по прямой линии, то это и будет вытаскивание с разрывом. Если правый кулак полностью выбросил силу и сначала скручивается в запястье в фазе ни, делая пэн наружу, и идет по дуге вверх, затем скручивается в фазе шунь и подтягивается, следуя по дуге вниз, то это будет дугообразное сгибание-складывание, а не форма вытаскивания и разрыва. Если в пятом движении позы «дух хранитель толчет в ступе», когда левая рука с подъемом (восходящий ляо) ударяет вверх, после подтягивается по прямой линии, то – это вытаскивание и разрыв. Если траектория ее движения ни-шунь-ни с оборотом по вертикальному кругу с последующим подтягиванием, то это не вытаскивание и разрыв, а круговое движение.

Независимо от линии движения цзинь, с точки приложения цзинь (точка силы) все идет по круговой траектории. «Не круг, так дуга, не иначе как круг». Например, при переходе из последнего положения позы «лениво подоткнуть одежду» в позу «на шесть запереть, на четыре запечатать», в момент подтягивания правой ладони нужно, чтобы усилие наружного пэн шло по дуге со скручиванием в фазе ни. Потом тянула по дуге влево внутрь, нейтрализуя поступательную силу противника (это также может быть аккумулирующее усилие), скручиваясь в фазе шунь и идя по дуге вниз. Точка силы со стороны правого запястья и лучевой кости вращается на границу малой рыбки (см. сноску 1 – Р.Р.), внутреннюю сторону предплечья, лучевую кость. Потом, когда правая рука снова идет с пэн (цзи) вправо вверх, она меняет фазу скручивания на ни и делает пэн наружу, точка силы переходит изнутри наружу. Таким образом, путь усилия (цзинь) идет по дуге, а точка силы это постоянно меняющаяся сила, которая вращается в теле по фазам шунь-ни. В позе «белая змея высовывает язык», когда правая ладонь выбрасывается вперед, точка силы находится в кончиках пальцев и внутренней стороне предплечья. Когда обе руки скручиваются в фазе ни и раскрываются с усилием ле, точка силы в правой кисти смещается в область малой рыбки (основание ладони) и наружную часть предплечья. Однако не важно как меняется точка силы; во всех случаях она должна меняться пофазно шунь-ни по спирально круговой траектории; следует избегать прямых линий. В других движениях: «перевернуть цветок, танцующие рукава», «молот, бьющий в пах» (движение 2), «выстрел из пушки в голову» (движение 1) обе руки (кулака) обязательно идут по кругу. В передней подножке, задней подножке, подтягивании ноги – во всех случаях нога идет по кругу. В позах «изумрудный дракон выходит из воды», «двойной прорыв», «удар, отбрасывающий тело», «разрубить основу», «скрученная хлопушка» и др. раскрытие (кай) и сжатие (хэ) должны быть круговыми; кай содержит хэ, не утрачивается упругое усилие пэн, не круг, тогда дуга. Вплоть до того, что связь дыхания, выражения лица, духа глаз также нужно воплощать через круговое проявление духа.

Все вышеперечисленное относится к требованию «повсеместного округлого пэн» движений четырех конечностей или локальных частей тела. В целом нужно обращать внимание и на то, что даньтянь – это ось, что движения ведутся сгибанием и складыванием груди и поясницы, что в момент переноса центра тяжести пах движется по нижней дуге. Есть и другие правила, которыми нельзя манкировать.

Обобщая все вышесказанное, я хочу сказать, что во время практики тайцзицюань всегда нужно помнить, что все тело – это округлый пэнцзинь, все движения идут по дугообразным линиям. Нужно делать так, чтобы продвижение вперед было по кругу, отступление назад было по кругу, что аккумулирование силы – это круг, выброс силы – это круг, раскрытие – это круг, сжатие – это круг, повышение – это круг, понижение – это круг, нейтрализация – это круг, атака – это тоже круг. Вращение даньтянь внутри живота похоже на вращение оси колеса, снаружи все тело похоже на вращающийся мяч или катящееся колесо, похоже на водоворот, похоже на полет дракона… Одним словом, все движения круглые. На всем протяжении выполнения формы делаются круговые движения, движения по кольцу, движения по сферической спирали. В работе сознания следует постоянно помнить, что из стремления к кругу возникает равновесие; от круга – стабильность центра тяжести; благодаря кругу все тело гармонично; от стремления к кругу сила проходит беспрепятственно; из-за круга боевая техника работает в соответствии с действиями противника; в круге заключается красота, наполненность, энергетизация внешней формы; в круге пестуется чистая ци. Отсюда достигается «внезапное озарение в понимании всеобъемлющего и проникновенного», а в практике тайцзицюань действительно будет так, что внутренняя ци переполняет, внешняя форма наполненная, напор, исполненный силы таков, как будто вокруг нет препятствий; он как клубок ниток, не имеющий конца, как дракон, резвящийся в облаках, сплошная круглая одухотворенность. Я хочу, чтобы практика тайцзицюань достигла таких пределов. Только тогда действительно можно назвать это «тончайшим гармоничным соединением»!

Разумеется, тайцзицюань проповедует не только круг, он отдает должное внимание и квадрату. Квадрат и круг также являются двумя аспектами единства противоположностей инь-ян, квадрат и круг в равной степени содержат друг друга. «Нет законов, невозможно создать квадрат и круг » («Мэн Цзы»). «Раз есть Великий предел, то есть верх и низ, все имеет верх и низ, значит имеется левое и правое, зад и перед; есть четыре стороны: слева, справа, сзади и спереди, есть и четыре стороны света, все закон природы» (Ло Иньшунь «Записки упорного познания»). А также есть такие суждения: «Числа на земле – это квадрат; (если) используется в девяти кольцах, (то находит) поддержку Неба и действует – это круг» (Чжун Цзюэ). Кроме этого: «Небо – круг, земля – квадрат», «Квадрат – это начало чисел, круг – это конец чисел» и другие рассуждения. Выражаясь яснее, местоположение каждой вещи в пространстве имеет свой азимут, имеет градус в окружности. Правило тайцзицюань «не круг так дуга», на котором я часто делаю акцент, является важнейшим законом для движений в тайцзицюань, внешним видом (формой) тайцзицюань и его энергетикой. Однако в процессе движений в форме методы тела, шагов, рук, направление и местоположение каждого движения, углы – все это непременно должны соответствовать требованиям и правилам, отраженных в письменных источниках , квадрат и круг взаимно поддерживают друг друга, уследить за всеми четырьмя сторонами света.


(28 января 1997 года)

Перевод Р. Романов
 




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2018
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: костюм персонажа дисней посмотреть на этом сайте