Главная страница / Библиотека / Статьи

Ма Хун - Знак тайцзи – ключ к тайцзицюань

Знак тайцзи является главным объектом исследований в учении о переменах (ицзинистике). Тайцзиту (знак тайцзи) изображается ицзинистами в виде круга из черной и белой половинок, переходящих одна в другую, рыбок инь–ян, переплетающихся хвостами. Поэтому этот знак еще называют «знаком перемен». По преданию он впервые был изображен императором Фу Си 7000 лет назад, поэтому он также носит название «древний знак тайцзи» (рис. 1).

Этот знак одновременно и простой и сложный. Если говорить о простоте, то это только два цвета – черный и белый; если говорить о сложности, то в его изображении содержится всемирный закон природы. В его обобщенной и всеобъемлющей форме заключено очень много мыслей. Он включает в себя как отвлеченную логику, так и образное мышление. Можно сказать, что этот знак является феноменальной конструктивной схемой, отражающей тайны мироздания. Некоторые иностранцы даже говорят: «Этот знак имеет общемировую ценность». Поэтому некоторые люди считают, что он является моделью космоса, маяком науки. Очень многие ученые в области традиционной китайской культуры часто сами толковали его богатое и сложное внутреннее содержание. Говорится: «Человеколюбивый видит человеколюбие, мудрый видит мудрость». Люди, изучающие традиционную медицину, скажут: «Это – схема строения человеческого тела»; люди, практикующие цигун, скажут: «Это – схема плавки пилюли (бессмертия)»; художники – наши современники и большие мастера, такие, как Ли Кучань, Хуан Биньхун говорили: «Тайцзиту – это сокровенное в китайской живописи и каллиграфии». Похоже, что во всех дисциплинах традиционной китайской культуры имеется одна «система движения души», имеется «знак тайцзи». Несомненно, традиционное боевое искусство под названием «тайцзицюань», взявшим за основу слово «тайцзи», имеет теснейшую связь с этим знаком. Мы можем сказать, что этот знак выводит на поверхность теоретическую систему тайцзицюань, содержит суть тайцзицюань.

Ню Дунь 300 лет назад писал: «Блеск геометрии состоит в том, что из маленькой формулы делается так много выводов». Наш простой и красивый знак, передаваемый из поколения в поколения – отображение специфической формулы тысяч и тысяч изменений инь–ян в природе. Основываясь на более чем 30-летнем опыте практики тайцзицюань, автор осмысливает внутреннее содержание этого знака, и с каждым днем ощущает его глубину и многогранность. В настоящее время, исходя пока из 9 аспектов исследованных секретов тайцзицюань, выношу на обсуждение уважаемых единомышленников свои соображения, надеюсь на критику и комментарии.

1. Знак тайцзи – это единое целое

Квинтэссенцией китайской традиционной философии является идея гармонии и единства всего сущего Тайцзиту как раз и есть прекрасное графическое изображение этой философской идеи. Знак тайцзи является моделью идеи целостности. Он показывает людям целостность и всесторонность вещей, этот знак говорит о том, что каждое явление нужно рассматривать с этой точки зрения, что все является одной системой, заключенной в этой модели; можно сказать, что знак тайцзи является моделью, которая позволяет дифференцировать каждое явление.

Тайцзицюань унаследовал это воплощение целостности от традиционной китайской философии и медицины. Поэтому его главными отправными точками являются такие аспекты, как «все тело – одна семья», «усилие (цзинь) должно быть цельным», т. е. сила тела должна тренироваться как одно целое, «как только сдвинулось что-то одно, нет ничего, что бы не двигалось», «выбрасывает одно, но движется все тело», делается акцент на то, что если нет внутреннего движения, нет и движения вовне; поясница неподвижна – кисти не излучают силу. Внутреннее и внешнее должны быть одним целым. Учитель Чэнь Чжаокуй часто наставлял: «Если есть болезнь в каком то одном месте, то это болезнь всего тела, а не только конкретно в этом месте», «Есть ошибка в одном месте – все тело движется неправильно».

Если говорить о цельности движений, то это одна из самых главных особенностей тайцзицюань, отличающая его от других видов физического развития. В повседневной жизни или в других видах физического можно двигать только одной частью тела. Например, я хочу потянуться за стаканом чая, для чего можно только распрямить руку и дотянуться, при этом все тело будет неподвижно – чай можно пить. Практика же тайцзицюань не такое простое дело. Не важно, большое движение или малое, оно обязательно управляется даньтянем, от поясницы в спину, в плечо, в руку, в кисть. В тайцзи туйшоу, в свободном бое также делается акцент на «затягивание, продвижение вперед, проваливании в пустоту, собирании и выходе». Под «собиранием» имеется в виду концентрация силы всего тела в одной точке. В практике формы самыми большими ошибками считается «одиночность, раскачивание, всплывание, остановки». Эти места составляют как трудность тайцзицюань, так и его эффективность. Поскольку движения тайцзицюань позволяют массировать внутренние органы человека, то прекрасно тренируется тело и внутренние органы.

2. Знак тайцзи является цельным кругом

Тайцзиту имеет форму круга. Но это не плоский круг, а сфера: спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева – везде круг. В практике тайцзицюань есть такие требования: «все тело – один круг», «каким местом коснулся – там круг», «не круг, так дуга», «без вогнутостей и выпуклостей, без изъянов», вплоть до «тончайших вращений кругов». Пословица тайцзицюань «внутренняя энергия переполняет, внешняя форма распирает» указывает на усилие «пэн». Иероглиф «пэн» несет идею расширения. Восемь усилий тайцзицюань пэн (отражение), люй (протягивание), цзи (теснение), ань (надавливание), цай (срыв), ле (разделение), чжоу (локтевая сила), као (опирание корпусом), а также множество других базируются на усилии расширения – «пэн». Целью практики тайцзицюань является формирование тела как расширяющейся во все стороны, имеющей, двигающейся по спирали упругой сферы, похожей на мяч , но не полностью ее образующей. Поскольку мяч – это простой неодушевленный предмет, а человеческое тело – это сложный живой организм. Человеческое тело имеет не только мяч упругость мяча, но и сложную ступенчатую систему суставов и костей. Поэтому посредством практики тайцзицюань человек может опираться на взаимную смену пустого и полного, подвижную смену центра тяжести, которые позволяют ему уподобиться «кукле неваляшке, которая не падает».

Что означает требование «внутренняя поверхность бедер движется по нижней дуге»? Это требование указывает на то, что в момент смены пустого и полного (переноса центра тяжести) паховая область (внутренняя поверхность бедер) двигается по круговой траектории (нижней дуге), сохранение стабильности центра тяжести также заключается в круговых изменениях . Поэтому человеку, практикующему тайцзицюань, следует силу всего своего тела сформировать в единую сферу переполненную внутренней энергией, имеющую тенденцию к расширению вовне, двигающуюся по спиральной траектории. Это не банальная биомеханика. Всем известно, что бетонную стену можно сильным толчком повалить на землю, но даже толчком еще большей силы не опрокинуть сферу. Почему? Потому что сфера сохраняет «индифферентную стабильность».

Человек имеет две точки опоры в стопах, если только пальцами стоп «схватить» землю, то опора укрепится, и можно противостоять толкающей внешней силе. Поскольку у вас только две точки опоры – справа и слева (спереди и сзади), если вы подвижно смещаете центр тяжести, то у вас будет одна стабильная точка опоры, и это может быть сохранением «индифферентной стабильности» (как у дверных распахивающихся створок). Это похоже на сферу, у которой один стабильный центр тяжести, поэтому ее не столкнуть. В тайцзицюань это называется «усилием срединного постоянства» (чжундинцзинь).

3. Симметрия инь–ян

Третьей характерной особенностью знака тайцзи является то, что цельный круг заключает в себе две симметричные, равноценные черно-белые рыбки инь–ян. Дизъюнкция, антитеза, симметрия инь–ян гармонично сочетаются в одном круге (рис.2).

Основной принцип бытия человека, отраженный в «Книге перемен» («Ицзин») – дуализм. Он заключается в том, что каждой вещи и явлению есть соответствующая пара. Например:

Небо–земля; высокое–низкое; движение–покой; ян–инь; цянь–кунь ; мягкое–жесткое; сущность–тело; природа–деятельность человека; счастье–печаль.

Все сочетается, в мире нет ничего, чему бы не было пары. Две вещи тесно связаны между собой, зависят друг от друга и их невозможно отделить друг от друга, обоюдные противоположности всегда являются одним целым. Можно сказать, что идея единства противоположностей – это отправная точка мышления китайского народа. Тайцзиту является прекрасным выражением этой идеи. В «Книге перемен» как раз используется этот дихотомический метод обнажения сути вещей, а именно – с изменениями противоположностей выявляется закон изменения вещей. Это – главный ход мыслей в «Книге перемен».

Точка зрения, что «жизнь – это движение противоположностей», является очень правильной. Представление, что есть только движение или только покой – не целостно. «Смена инь–ян называется Дао», мириады вещей рождаются из изменений и превращений инь–ян. Люди размышляли над этим вопросом, взяв за основу взаимный парный переход двух сторон инь–ян из одного состояния в другое, анализировали и исследовали изменения вещей, что помогло разрешить множество вопросов.

Равновесие и гармония – основной закон природы. Этот закон является самым главным правилом в тайцзицюань. В практике тайцзицюань необходимо придерживаться закона единства противоположностей, что выражается во взаимной поддержке мягкого и жесткого, взаимном содержании раскрытия и сжатия, в смене пустого и полного, чередовании быстроты и медленности, что позволяет равномерно развивать все тело от центра к периферии. Распределение силы происходит также симметрично и равномерно. Если выброс слева, то осаживается правая сторона, если производится выброс справа, то осаживается левая сторона; при выдвижении вперед обязательно есть опора назад; как только сила идет вверх, есть движение силы вниз, все это позволяет сохранять собственное равновесие тела.

4. Обоюдное содержание инь и ян (взаимное зарождение)

Четвертой характерной особенностью тайцзиту является то, что черная рыбка имеет белый глаз, а белая рыбка имеет черный глаз. Это символ того, что в инь имеется ян, в ян имеется инь, инь и ян взаимно переплетаются, инь и ян – корни друг друга. Это также называется обоюдным содержанием инь и ян, взаимное зарождение инь и ян.

Эта характерная особенность очень четко выражена в «Книге перемен». В «Ицзин» есть гексаграммы с благоприятной, счастливой формой, почти все они показаны в виде взаимного переплетения инь и ян. Всякий раз, когда инь и ян зарождают друг друга, это, по большей части счастливая гексаграмма. Например, гексаграммы «благополучие», «смена», «взаимодействие»; гексаграммы, не могущие приводить к взаимосвязям в большинстве случаев являются несчастливыми. Например, «недостаточность», «разлад», «упадок».

Китайское художественное искусство испокон веков исповедует, что жесткий инь и мягкий ян должны взаимно поощряться, взаимно зарождаться, взаимно содержаться и быть одним целым. Чтобы практические принципы «на кончике кисти жесткая добродетель» и «на кончике кисти мягкая добродетель» взаимно сочетались. В книге Шэнь Цзунцяня «Изобразительное искусство "Учения маленькой лодочки"» есть слова: «Содержание жесткого и крепкого в нежном и грациозном, энергичное письмо в приветливости и милости».

В тайцзицюань также исповедуется постулат, что в раскрытии есть сжатие, в расширении есть идея концентрации, в концентрации есть работа расширения. Например, конечное положение позы «белый журавль расправляет крылья», это положение раскрытия, однако в раскрытом положении обеих рук кисти должны стягиваться внутрь. Таким образом, руки и расходятся наружу, и стягиваются внутрь. Вместе с этим верх раскрывается, низ сжимается, руки раскрываются, ноги стягиваются. В ногах нужно бедра раскрывать, пах стягивать, стопы стягивать, колени раскрывать. Таким образом, осуществляется требование «повсеместно и постоянно есть и раскрытие и сжатие». В конечном положении позы «одиночный хлыст» руки разведены широко в стороны, но «пасть тигра» правой кисти и основание левой ладони со стороны большого пальца должны стягиваться. Связь пустого и полного, связь мягкого и жесткого осуществляется подобным же образом. В пустом есть полное, в полном есть пустое, повсеместно и постоянно есть и пустое и полное. В жесткости есть мягкость, в мягкости есть жесткость. Разделения силы тайцзицюань на жесткие усилия и мягкие усилия не уместны. Не важно, производится выброс усилия или нейтрализация усилия, не важно быстрое движение или медленное, обязательно это – взаимная поддержка мягкости и жесткости.

5. Падение и рост инь и ян

Пятый характерный признак знака тайцзи: у широкой части рыбки инь узкая часть рыбки ян, у расширяющейся части рыбки ян суживающаяся часть рыбки инь, инь и ян следуют и пополняют друг друга. Вы убываете – я возрастаю, вы возрастаете – я убываю, это падение и рост инь и ян.

Идея движения в «Книге перемен» - это падение и рост инь и ян; инь и ян противостоят друг другу и пополняют друг друга, находясь в едином движении. Если одна вещь идет вперед, другая обязательно идет назад, происходит усреднение. В тренировке формы, особенно в практике туйшоу, нужно уметь использовать правило падения и роста, наступления и отступления инь и ян, заключенный в тайцзиту; уметь занимать стратегически выгодную позицию.

В практике туйшоу прорабатывается «умение втягивать, умение выпускать», возможность затягивать и возможность продвигаться вперед. Затягивание и продвижение действуют вместе, затягивают в сторону и продвигаются в сторону, затягивают вверх и продвигаются вверх, затягивают влево и продвигаются влево. Например, в «Суждениях о кулачном искусстве» говорится: «Слева тяжесть – сразу слева пусто, а справа уже отошло; справа тяжесть – сразу справа пусто, а слева уже отошло». Связи пустого и полного в тайцзицюань, связи повышения и понижения, связи левой и правой сторон, в точном положении всего тела, везде выражается правилами расширения инь – убывания ян, расширения ян – убывания инь, расширении и росте инь – ян. Говорится: «Как только есть верх, обязательно есть низ», «как только есть справа, обязательно есть слева; как только есть слева, обязательно есть справа», «слева погружение – слева непременно пусто, справа погружение – справа непременно пусто». (Слева кисть опускается вниз, стопа слева обязательно пустая, вместе и наоборот) Затем, исходя из свободного поединка, во время практики формы следует обращать внимание на то, что если одна часть тела поднимается вверх, непременно должна быть другая часть тела, опускающаяся вниз. И наоборот, если одна часть тела опускается вниз, должна быть часть тела, которая поднимается вверх. Например, это очень четко выражено в позах «дух хранитель толчет в ступе», «золотой петух стоит на одной ноге», «удар, прикрывающий корпус». Абсолютно неприемлемы только повышение (болезнь «всплывания») или только опускание (болезнь «застоя»).

6. Изменения инь–ян идут по спиральной траектории

Шестой характерный признак тайцзиту: рыбки инь–ян разделяет кривая S-образная линия, она изображает динамику движений. Показателем изменений инь–ян вещей является изменения в динамике по возрастающей спиральной траектории.

В тайцзицюань, особенно в тайцзицюань стиля Чэнь сила и форма движений везде идут по спиральной траектории. «Не круг, так дуга», «не шунь, так ни», «не само крутится, так все крутится» (слова Шэнь Цзячжэня). Пустое и полное, медленное и быстрое, все движется и изменяется по спирали. «Раскрытие, это раскрытие в спирали, но это не растаскивание; сжатие, это сжатие в спирали, но это не сжатие по прямой линии» (слова Чэнь Чжаокуя). Ф. Энгельс, к примеру, писал: «Противоречия порождают развитие, развитие идет по спирали». Поэтому практикуя тайцзицюань, если не затрагивать чаньсыцзинь, не обращать внимание на сферическую спираль, то это не будет соответствовать этой характерной особенности знака тайцзи.

7. Складывающаяся динамика начала от обратного

Имеющаяся в середине знака тайцзи S-образная кривая линия изображает складывающееся, т. е. спиральное слева и закрученное справа движение изменения развития какой-либо вещи. В «Даодэцзин» Лао Цзы сказано: «Превращение в противоположность есть движение Дао», «Чтобы нечто сжать, нужно прежде его расширить. Чтобы нечто ослабить, нужно прежде его укрепить. Чтобы нечто уничтожить, нужно прежде дать ему расцвести. Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему это» (гл. 33, 36).

На причинно следственном естественном порядке движения от противоположного основываются принципы «Книги перемен»: «при достижении предела неизбежна перемена», «все повторяется». Взяв за основу эти принципы, следуя традиционной китайской специфике, даосский метод мышления придерживался того, что развитие вещей начинается от противоположного. Традиционная китайская каллиграфия также отталкивается от этого принципа: «собираешься вести кисть вправо – сначала веди влево, «собираешься вести линию вверх – сначала надави кистью вниз». S-образная кривая линия посредине знака тайцзи – это изображение изменений инь–ян, не важно, от малого к большому, или, наоборот, от большого к малому, всегда реверсирует и движется.

Одна из выдающихся характерных особенностей тайцзицюань – сила, также берет начало от противоположного. «Хотим влево – сначала вправо», «хотим вверх – сначала вниз», «хотим втянуть – сначала выпускаем», «хотим выпустить – сначала сжимаем», «хотим продвинуться вперед – сначала вытягиваем». Например, в движениях 1, 2 позы 6 «дух хранитель толчет в ступе; вторая», сначала тянут (правый верхний люй) потом выпускают силу (потом опускают влево вниз, производят ань вперед влево); в позе «вращение руками» сначала тянут вправо (пэн), потом продвигаются вперед влево. В туйшоу этот принцип еще более очевиден. Учитель Чэнь сравнивал выталкивание противника с ударом по мячу или раскачиванием на качелях; если хотеть чтобы мяч подскочил выше, нужно сначала сильнее хлопнуть по нему вниз. Если хотеть взлететь на качелях выше и дальше, необходимо сначала хорошо разогнаться в другую сторону. Позиции и движения в тайцзицюань стиля Чэнь включают в себя принцип «превращение в противоположность есть движение Дао». Складывающееся усилие, используемое в боевом применении тайцзицюань, полностью придерживается этой концепции. Противник наступает, вы тянете и нейтрализуете (если противник добавляет силы, нужно в затягивание и нейтрализацию добавить еще полкруга), в этот момент сила противника на максимуме и должна возвращаться; противник возвращается, вы быстро ударяете возвратным усилием, это метод сгибания-складывания. Такой возвратно-поступательный метод складывания является одним из самых специфичных методов боевого применения в тайцзицюань.

8. Центростремительное и центробежное как одно целое

Если глаз иньской рыбки – это центр окружности, то спирально действующая сила тела рыбки инь – это центростремительная сила, а сила движения хвоста рыбки инь будет центробежной силой. Это восьмая характерная особенность знака тайцзи. Изначально центробежная и центростремительная силы – это два противоположных спиральных движения, но в теле человека, особенно когда используются усилия тайцзицюань, эти два движения являются одним целым. Это одна из тайн организма человека, а также один из секретов тайцзицюань.

Согласно правилам дыхания в тайцзицюань стиля Чэнь, движения внутренней энергии и выбросов силы, выражается знаком тайцзи. Сначала рассмотрим дыхание и движение внутренней энергии: в момент, когда легкие выдыхают воздух (выброс силы) они сжимаются; это проявление центробежной силы. В этот момент внутренняя энергия опускается в даньтянь и нижняя часть живота расширяется; это проявление центростремительной силы. Если смотреть на движения конечностей тела в процессе практики тайцзицюань, это также будет совместным содержанием раскрытия и сжатия, проявлением раскрытия–сжатия как одного целого. Например, в позиции «двойной толчок ладонями» (движении 4) обе руки раскрываются с пэн – это центростремительная сила; а правое колено поднимается вверх, живот втягивается, выдох, куа раскрепощаются, анус втягивается все это проявление центростремительной силы. В цзицзи (боевом применении этого движения) необычайно целостное внешнее проявление раскрытия сверху и сжатии снизу, при котором проявляются две противоположно направленные силы, - это метод затягивания сверху и атаки по нижнему уровню. Правая стопа давит вперед вниз, становится противнику между ног, это раскрытие снизу (центростремительная сила); сверху кисти сжимаются, грудь втягивается, поясница проваливается, это сжатие сверху (центробежная сила). Это и есть взаимное содержание раскрытия и сжатия, единство центростремительной и центробежной сил. На этом же примере рассмотрим движение рук. Сначала кисти раскрываются, локти стягиваются, потом кисти сводятся, локти раскрываются, в самом конце локти сжимаются, кисти раскрываются (ладони толкают вперед). Это также взаимное содержание раскрытия–сжатия, единства центробежной и центростремительной сил. Одна из самых больших ошибок в этой позе – это раскрытие без сжатия (разбросанность) или сжатие без раскрытия (скованность). Согласованность движений центробежных и центростремительных сил в этой позе очень хорошо выражает основной характерный признак взаимодействия инь–ян в знаке тайцзи.

9. Ритмичность инь–ян

Девятой характерной особенностью знака тайцзи является то, что как необычайно гармонично и тесно сплавлены в одно целое в одном теле две рыбки инь и ян. Эту сплавленность инь и ян древние называли «дыханием Неба и Земли», «симпатией инь и ян». В «Книге перемен» говорится, что все вещи в мире произошли от встречи и переплетении двух энергий инь и ян. «От дыхания Неба и Земли очищаются десять тысяч вещей», «Небо и Земля переплетаются, а десять тысяч вещей распространяются». Что такое «дыхание Неба и Земли»? Когда две энергии инь и ян перемешиваются, происходит накопление, как только происходит накопление, это жизнь; если две энергии инь и ян не перемешиваются и не могут быть одним целым, происходит разделение, как только происходит разделение, это смерть. Идея «тайцзи рождает десять тысяч вещей» фактически является проявлением «дыхания Неба и Земли». Я бы сказал, что тайцзиту – это прекрасный символ изменений развития всего сущего; переплетения инь–ян, единства инь–ян, дыхания инь–ян. Поэтому процесс практики тайцзицюань необходимо сделать процессом, в котором тренируются все органы тела с сочетанием каждого симметричного усилия. Добиваться сочетания мягкости и жесткости (взаимной поддержки), сочетания раскрытия и сжатия (взаимного содержания), сочетания пустого и полного, сочетания сердца и почек, взаимодействия переднесерединного и заднесерединного меридианов. «Усилия тайцзи» - это усилия, в которых сочетаются мягкость и жесткость, обязательно в жесткости должна иметься мягкость, в мягкости содержаться жесткость, усилия «железного прута в вате», усилия «раскрепощенного живого упругого встряхивания», усилия «единства внутреннего и внешнего». По отношению к внутренней силе тайцзицюань культивируются «дыхание инь–ян», «сочетания движения и покоя», через практику тайцзицюань достигаются «перемешивание сердца и почек », «заимствование кань для замещения ли» (использование сущности - цзин для укрепления мозга), «накопления трех драгоценностей – сущности (цзин), энергии (ци), духа (шэнь)». Рассмотрение с двух плоскостей внутренней силы тайцзи (силы ци) и тождественной ей силе движения в таолу тайцзицюань противоречит теории «дыхания инь-ян». В книге Чэнь Синя «Комментарии к схемам тайцзицюань семьи Чэнь» в главе «О меридианах думай и жэньмай» говорится, каким образом в процессе практики тайцзицюань две энергии инь и ян взаимно переплетаются, взаимодействуют, сочетаются. Поэтому человек, длительное время практикующий тайцзицюань, не только укрепляет тело, но и может изменить свою человеческую природу и характер к лучшему.

В заключение к сказанному можно увидеть, что внутреннее содержание рассматриваемого нами древнего знака тайцзи необычайно богато. Он содержит основные постулаты философии, теории, практики тайцзицюань и очень многогранен. В книге «Простые вопросы» в разделе «О смыкании инь–ян» говорится: «Инь–ян, число его может быть десять, отталкиваясь от него, может стать и сто; число его может быть тысяча, отталкиваясь от него, может стать и десять тысяч; больше десяти тысяч не сосчитать». Поэтому к рассмотренным нами 9-ти аспектам вполне можно добавить еще несколько, в чем я был бы очень признателен моим читателям и единомышленникам.

Февраль 1990 год


Перевод Р.Романов




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: