Главная страница / Библиотека / Статьи

Чэнь Чжаокуй, Чао Чжэньмин - Тренировка поз и туйшоу в тайцзицюань стиля Чэнь

Тайцзицюань и другие виды рукопашного боя - одинаковы, все берут начало от народных состязательных форм физического воспитания, в которых овладение самообороной и укрепление организма являются основными целями. Тайцзицюань культивирует твердость, смелость, решительность, находчивость и другие прекрасные психологические качества. Движения в тайцзицюань отлично сочетаются и богаты изменениями, несут большое эстетическое удовольствие, с легкостью овладевая сердцами людей. Он оказывает прекрасное оздоровительное действие, занятия тайцзицюань очень полезны для здоровья, длительное время он привлекает широкие народные массы, заслуживая развития и поощрения. Ниже мы немного расскажем о тренировочных методов тайцзицюань и вопросах, связанных с ними.

На протяжении длительного времени своего развития в каждом виде цюаньшу сформировались свои тренировочные методы, такие, как «стояние столбом», одиночные комплексы, парная работа. Можно сказать, что в тайцзицюань существуют два вида тренировочных методов – одиночные комплексы и туйшоу (что касается свободного боя, то он практикуется после полного курса обучения, начинающие ему не обучаются, поскольку существует большая возможность получения травм). В самом начале человек тренируется один , от него требуется точность в выполнении приемов и координация всех частей тела, это базовая работа. Позже практикуется парная работа, в которой осваивается базовая боевая техника, это первый шаг к реальному бою. В процессе парной работы следует полностью согласовываться с движениями партнера, вначале нужно хорошо освоить базу одиночного комплекса, затем она увязывается с техникой туйшоу, которая является следующим шагом в обучении тайцзицюань. Хорошее усвоение поз в одиночном комплексе позволит воспринять приемы в туйшоу и боевое применение, вместе с тем посредством туйшоу можно проверять правильность усвоения поз в одиночном комплексе. Если практиковать только одиночные комплексы и не практиковать туйшоу, то этого недостаточно для реального боя, это только лишь занятия физкультурой, при которой невозможно научиться технике самообороны. Если практиковать только туйшоу и не практиковать комплексы, то хотя и будет овладение некоторыми приемами, однако будет невозможным целостное освоение базовыми движениями, легко выработается привычка неточных движений, и после перехода к более высокому уровню техники, очень трудно продвигаться вперед. Только при сочетании этих двух видов тренировки можно добиться хороших успехов.

Человеческое тело и его функции развивались на протяжении нескольких сот тысяч лет, формировались соответственно изменениям окружающей среды. Его развитие регулировалось и определялось законами физиологии и другими законами природы, его функции имеют определенные границы и пределы. Например, человеческие локти и колени могут сгибаться только в одну сторону и не могут гнуться в обратную сторону. Или, например, при натяжении и расслаблении мышц, скорость управляющего нервного импульса имеет определенный абсолютный предел, который невозможно превысить. В процессе тренировки увеличение силы тела также имеет свои пределы, к тому же, что касается увеличения скорости движений, то она развивается не по прямой линии. В обычной ситуации на начальном этапе из-за того, что сила тела не может полностью проявиться, очень велика доля скрытой (потенциальной) силы, она прогрессирует относительно быстро, а после того как овладевают в совершенстве техникой, прогресс медленно останавливается или идет вспять. Например, если в тяжелой атлетике штангист в поднятии тяжестей дойдет до своего предела, то даже больше 1-го – 2-х килограмм сверх нормы ему трудно будет осилить; в беге на спринтерских дистанциях сократить время на одну десятую долю секунды, тоже дело очень непростое. Не зависимо от того, какой предел сил и уровня мастерства у каждого человека, когда он достигает высокого уровня, то дальнейший прогресс продолжается медленно, порой даже очень долгое время не может изменяться.

Человек это очень высокоорганизованное существо, его способность приспосабливания к внешним и внутренним условиям определяется высокоразвитой центральной нервной системой, через специальные органы чувств сигналы передаются в кору головного мозга, порождая соответствующие рефлекторные действия. Любое умение, техника в это и есть рефлекторные действия двух аспектов – иньского (подавление) и янского (возбуждение), они сложно комбинируются и формируются. Каждое техническое действие проходит через длительную координацию органов чувств и двигательных органов, между ними устанавливаются временные связи – условные рефлексы, которые посредством тренировок ежедневно укрепляются, количество лишних мышц, участвующих в движениях сокращаются, вплоть до полного их исключения, движения делаются точными, живыми, быстрыми, увеличивается выносливость. Словом, огромное повышение эффективности работы, которое достигается посредством длительной рациональной тренировки органов чувств и двигательных органов человека, через это можно овладеть самой сложной и трудной техникой. Любое профессиональное сложное движение в достаточной степени можно этим объяснить. Например, циркач несколько минут стоя вниз головой на стальной проволоке, одновременно может жонглировать 8-ю – 9-ю ножами, способность держать равновесие и скорость реакции и точность, в которых он достиг такого высокого уровня можно объяснить как раз длительной тренировкой координации органов чувств и двигательных функций. Или искусный резчик по кости, имея кость размером лишь в один квадратный цунь, гравирует сотни иероглифов, или тончайшие рисунки, это также достаточно свидетельствует, что он достиг такой тонкости движений за счет таких тренировок.

Хотя различные виды кулачного искусства имеют разные направления, не одинаковую стилистику и особенности, но в своей основе каждый вид технических навыков в этом аспекте имеет сходный характер. Через достаточное время рациональных тренировок становится возможным овладение адекватным мастерством в боевой технике. Иными словами, в пределах таких аспектов, как скорость, сила, выносливость, точность быть в состоянии освоить адекватно подвижными, точными, быстрыми, множественно изменяющимися боевыми приемами.

По мере развития тайцзицюань до сегодняшних дней уже сформировалось очень много направлений, каждое из них имеет свои особенности и стилистику, причем изначальная традиция также имеет свои неодинаковые версии. Тем не менее, по имеющимся письменным материалам подтверждается, что тайцзицюань семьи Чэнь является одним из самых старых стилей тайцзицюань, а современные направления тайцзицюань в своем подавляющем большинстве являются измененными версиями тайцзицюань стиля Чэнь.

Обычно говорят, что боевая техника тайцзицюань стиля Чэнь не что иное, как использование нескольких методов: выведение противника из равновесия и бросок; контроль конечностей противника, их дальнейшее травмирование или обездвижение (еще называют «сдавливание меридианов, захват мышц и сухожилий, выворачивание суставов»); нанесение противнику травм ударами и выбрасывание ударами. У этих методов хоть и разные функции, однако, в момент конкретного использования они комбинируются, взаимно сочетаясь между собой (еще, в момент соприкосновения с противником делается быстрое движение, от чего он приходит в замешательство, пользуясь моментом, наносят удар, это называется «испугать и ударить», это комбинирование удара с психическим воздействием). В одиночном комплексе одна поза может содержать несколько приемов, это видно из движений в каждой позе. В приемах туйшоу хотя обычно и не используются удары по противнику кулаками, локтями, коленями, стопами, зато в них содержатся элементы самообороны, к тому же еще можно прилагать к противнику силы.
В момент использования некоторых практических методов, одним из главных условий является разрушение стабильности центра тяжести противника, требуется делать так, чтобы движения конечностей противника потеряли подвижность, чтобы противник оказался в неудобной позе. Вместе с этим необходимо сохранять стабильность собственного центра тяжести, следует сохранять естественность своих движений, постоянно находясь в удобной позиции. Одним словом, нужно делать так, чтобы противник был в невыгодном положении, а самому оставаться в выгодном положении.

Итак, обобщая специфику каждого движения, можно сформулировать некоторые обязательные правила, которые следует выполнять. Например, такие как «копчик держится вертикально», «ци погружается в даньтянь», «запереть силу внутренней поверхности бедер» и др., фактически это сохранение стабильности центра тяжести. Вместе с этим необходимо следовать за положениями рук противника и за изменениями местоположения его центра тяжести между двух стоп, не давая его рукам найти вашу «точку силы», делая «невидимыми» наполненности и пустоты, и в том случае, когда он все же следует вашему направлению, использовать выгодное положение для сохранения стабильного центра тяжести. А правила «опустить плечи и свесить локти», «локти не прижимаются к ребрам», «обрушивание вниз и закатывание наружу» и др. говорят о том, что не следует допускать, чтобы свои руки прижимались близко к телу, чтобы было удобно тянуть и ударять. Во всех случаях нужно придерживаться правила «низ тела прочный и устойчивый, верх тела живой и подвижный».

Однако, требования, которые предъявляются к движениям в тайцзицюань, и двигательные навыки, приобретенные в повседневной жизни, очень сильно дифференцированы, их необходимо исправлять посредством специальных тренировок, преодолевать различия между ними и добиваться нужного результата. Практика одиночных комплексов и туйшоу как раз и предназначена для достижения этой цели и необходимых навыков.
Как сформированы позы, какой от них эффект?

Короче говоря, в целом это выглядит таким образом: в схватке с противником (противниками), в зависимости от того, куда наносятся удары и применяются соответствующие защиты (верхний, средний, нижний уровни, слева или справа, сзади или спереди), какими частями рук и ног (кистями, стопами, плечами, локтями, куа, коленями и т.д.), какими способами (броски, удары, воздействия на точки и меридианы, захваты мышц, выворачивание костей) и создается соответствующий конкретный прием. Несколько приемов приводят к одному знаменателю. Это и есть даньши – одиночная поза. Тренировка в отдельности каждой даньши это один из видов тренировки тайцзицюань. С другой стороны, для увеличения эффективности обучения, каждую даньши связали соответствующим образом между собой, таким образом, и сформировались таолу (формальные комплексы) тайцзицюань.

Последовательность поз не является самопроизвольной, создание каждой таолу прошло через тщательную расстановку позиций. Следует принимать во внимание мягкость и жесткость, трудность и легкость движений, нужно, чтобы они были удобны в начале обучения, нужно соответствовать последовательным принципам продвижения вперед. Например, в старом тайцзицюань стиля Чэнь, движения первой формы относительно простые, мягкие, амплитудные, главным является усилие спирального скручивания – чаньсыцзинь, много мягкости мало жесткости. Сравнительно легкие в тренировке. Во второй форме движения относительно сложные, быстрые, собранные, главным является встряхивающее усилие – доуцзинь, очень трудны в тренировках. Такой переход от более простых движений к более сложным соответствует принципам прогрессирования в тайцзицюань. Более того, если говорить о первой форме, то в ней до второй позы «дух хранитель толчет в ступе» движения относительно простые, а после постепенно усложняются, это также является подтверждением такого принципа. Кроме того, также следует принимать во внимание интенсивность движений, скорость движений должна быть разной, количество различных приемов следует комбинировать, все это позволит тренирующемуся человеку не стать слишком закрепощенным, или слишком расслабленным. Например, в первой форме комбинируются «одиночный хлыст» - 7 раз, «отступить назад, скрутить руку» - 2 раза и 3 раза «вращение руками». И, наконец, самая важная функция одиночных комплексов, которая заключается в содержащихся в ней движениях, даже в самых мелких движениях, состоит в сменах усилий – цзинь и погружении ци в даньтянь, к тому же, кроме некоторых фиксированных положений, почти все они содержат боевое применение. Каждый прием отличается от другого очевидностью и не 100% очевидностью боевого применения. Например, в таких позах, как «на шесть запереть, на четыре запечатать», «молот, бьющий в пах», «двойной мах стопой», «скрещенный мах стопой» и др. очевидное боевое применение. К позам с неочевидными, неоднозначными, включающими чрезвычайно широкий спектр применений относятся такие позы, как «вращение руками», «отступить назад, скрутив руку» и т.д. Переходы от одной позы к другой имеют свои нестандартные правила, нельзя произвольно их связывать между собой.

В процессе тренировки нельзя нарушать те правила, о которых мы говорили выше, а также самим выполнять движения по неверным траекториям с несоответствующей скоростью. Проще говоря, нужно связать воедино несколько движений, идущих по силе, сохраняя от начала до конца собственное выгодное положение, не позволяя противнику воспользоваться удобным моментом. Такая траектория приложения силы проявляется в виде сложной изогнутой линии, это не простая круговая или сложная спиралевидная амплитуда, это часто упоминаемое чаньсыцзинь – наматывающее усилие. Кроме того, в момент использования ударной техники с быстрым выбросом силы, движение должно быть свободным и упругим, это называется, доуцзинь – встряхивающее усилие.

Когда тренируются позы, необходимо в каждой позе четко представлять о ее цели и функции, предполагаемое местоположение противника и ситуацию, это позволит целостно, всесторонне и без изъянов скоординировать методы кистей, тела, перемещения, дух глаз, слушанье звуков и др.

Кроме того, в процессе тренировки поз необходимо уяснить, что самым важным является процесс исправления движений. Каждая тренировка это не простое повторение движений, это должно стать постоянной, последовательной коррекцией по отношению к движениям: их местоположению, траектории, скорости, использовании того или иного усилия, мягкости и жесткости, привязать их к требованиям вертикального положения тела, вертикального положения крестца, что не следует прижимать локти к ребрам и др. Это можно разбить на несколько этапов: самый начальный это величина движений, их уровень, на котором они производятся – высоко или низко, их последовательность, чтобы от начала до конца они приблизительно соответствовали, это главное условие для запоминания таолу. При хорошем запоминании таолу следующий шаг это знание путей движения усилий – цзинь, требуется правильное соответствие использования цзинь – скручивание или встряхивание, смены скорости – медленной или быстрой, После прохождения этого этапа можно приступать к освоению следующего. Позже, большие движений тела более детализируются, самые быстрые, самые мелкие движения должны быть скоординированы и цельны. Самый последний шаг это «идущие от сердца желания не нарушают правила», а именно, в процессе практики поз необязательно обращать внимание на что то отдельно и не важно какой принцип в каком движении, имеется возможность полностью координировать со всем телом, не противореча правилам. Процесс практики формы тайцзицюань это бесконечный процесс. Самое важное в этом процессе это постоянное исправление ошибок в движениях, так как, в каждом приеме можно неоднократно ощущать дискомфорт, необходимо снова и снова подправлять движения, вначале приблизительно, потом тщательно, вначале это большие движения, после эта работа будет все более и более тонкой. Если только просто повторять таолу, несмотря на то, что хоть движения и тренируются много раз, а время на такие тренировки затрачено много, все же очень трудно овладеть точными и тонкими навыками.

Скорость и интенсивность выполнения движений в первой и второй форме старого тайцзицюань семьи Чэнь различны, две формы отличаются по большим и малым методам тела в движениях, трудность тренировок не одинакова, медицинский эффект также различен. Однако при тренировке возбуждается аппарат центральной нервной системы – системы, поддерживающей сознание – и, она подвергается конвергенции и стабилизируется, давая другим участкам коры головного мозга разгрузку и отдых. Это повышает функцию, которая схожа с оздоровительными занятиями цигун – то, что в практике тайцзицюань называют «в движении должен быть покой», а в цзогун (сидячей работе), чжуангун (стоячей работе) (которые также практикуются в тайцзицюань Р.Р.) говорится, что «в покое должно быть движение».

Из-за того, что практика этих форм очень трудна, нелегка в освоении, разумеется, затрачивается больше времени и сил, это накладывает определенные трудности, тем не мене, это имеет большой эффект в деле воспитания волевых качеств.

В тренировочном процессе, и в тайцзицюань, и в синъицюань, и в багуацюань, а также в других видах цюаньшу есть одна общая особенность, а именно «нэйгун» - «внутренняя работа». В итоге, какой именно используется нэйгун, зависит от обстоятельств, в какой области он применяется - в рамках физической культуры, или в рамках медицины, после чего нужно предпринимать шаги в его подробном изучении. Ниже мы кратко рассмотрим явления и вопросы, имеющие отношения к этой теме.

Во время практики тайцзицюань постоянно нужно сохранять низ живота в разбухшем виде, а все тело раскрепощенным, быстрым и подвижным, при этом, кроме того, что нужно держать внимание на духе глаз, слушании звуков и приемах, еще требуется сосредоточение на даньтянь (низ живота). Все движения управляются из даньтянь. Рассмотрим это ниже. Нервные волокна тех участков тела, на которые направлено внимание (низ живота), как правило, находятся в возбужденном состоянии, в связи с этим убыстряется кровообращение, капиллярные сосуды расширяются; низ живота теплеет, распухает, выделяется испарина, возникает ощущение покалывания, будто по нему бегают муравьи. При движениях рук и ног появляется ощущение, как будто палкой водят по воде, точки хуэйинь и юнъцюань и низ живота вибрируют и пульсируют. Это наши личные телесные ощущения, которые мы испытываем на практике, у других людей они находятся внутри. Среди них, некоторые вообще ничего не ощущают. Относительно этого эффекта, хотя мы еще сомневаемся, однако, говоря радикально, это присущие только физиологии и это не очевидные в повседневной жизни явления и ощущения, только и всего. Некоторые явления (внутренней работы) можно считать полезными для здоровья, что они укрепляют и улучшают физиологические функции. Например, укрепление силовых качеств, повышение скорости, подвижности. В повышении уровня боевой техники нэйгун также полезен, впрочем, здесь нужно уточнить: движения человеческого тела, хотя и очень сложные, все же подчиняются законам биодинамики человека, улучшение каждой физиологической функции имеет с ними самую непосредственную связь. Мастерство в движениях человека не может отражать объективные законы, а может их только использовать. Поэтому, если «внутренняя работа» делается правильно, ее принципы соответствуют определенным правилам. Воплощение этих правил в конкретную форму в кулачном искусстве это «втянутая грудь, обрушенная поясница», «опущенные плечи, свешенные локти», о чем мы уже писали выше и здесь не будем еще раз повторять. Практика «нэйгун» всегда полезна, ибо она соотносится с законами физиологии, а действие ее на организм не так уж таинственно.

Координация дыхания также является очень важной частью в тренировочном процессе тайцзицюань. Обычно говорят, что во время движений дыхание должно сохраняться ровным и естественным. Однако, в момент выброса силы нужно делать выдох, выдох надавливанием мышц живота и расширением делает возможным опускание центра тяжести, внутренние органы не должны сдавливаться, чтобы не причинять друг другу вреда. Быстрота или медленность выдоха координируется со скоростью движений в позах, дыхание следует изменениям движений всего тела, сокращения в области груди и живота также меняются, стимулируя внутренние органы, увеличивая их кровоснабжение, принося хороший терапевтический эффект. Практикуя туйшоу также необходимо придерживаться этих правил дыхания.
После того, как в процессе практики одиночных форм достигается точность в исполнении движений, можно их соединить с тренировкой туйшоу. Туйшоу в тайцзицюань семьи Чэнь разделяется на несколько методов тренировок: 1. с шагом вперед и назад; 2. несколько шагов вперед и несколько шагов назад; 3. свободные перемещения с толчками. В целом такая практика может включать в себя относительно полное боевое применение.

На начальных этапах практика туйшоу относительно проста. Например:

Два человека (А и Б) становятся напротив друг друга и соединяют правые руки. А разворачивает правую ладонь внутрь и касается правого запястья Б, левой кистью касается правого локтя Б. А поворачивается вправо назад и шагает назад вправо правой ногой, одновременно обе его кисти, следуя повороту тела, делают люй назад, вытягивая Б и вынуждая его потерять устойчивость. Б делает правой ногой шаг вперед и ставит ее с внутренней стороны левой ноги А (между ног А), смещает центр тяжести немного вперед на правую ногу, одновременно кладет левую кисть на правый локоть с внутренней стороны (для защиты от удара в лицо), использует усилие цзи в область груди А. А, по ходу усилия цзи Б, подбирает левую куа и вращается в пояснице, смещает центр тяжести на правую ногу, меняет усилие двух кистей с люй на ань (левая кисть делает усилие цай вниз). Б, по ходу усилия ань А, разворачивается вправо назад, одновременно переворачивает и вращает правую кисть, неплотно захватывает правое запястье А, левой кистью касается правого локтя А сверху, одновременно обе кисти следуют за разворотом тела и выполняют люй назад вправо, вытягивая А и вынуждая его потерять устойчивость. А по ходу силы шагает вперед правой ногой и ставит ее с внутренней стороны левой ноги Б (между ног Б), смещает центр тяжести немного вперед на правую ногу, одновременно кладет на правый локоть с внутренней стороны (для защиты от удара в лицо) и выполняет усилие цзи на грудь Б. Б по ходу усилия цзи А, подбирает левую куа и вращается в пояснице, смещает центр тяжести на правую ногу, обе руки переходят от усилия люй к усилию ань (левая рука делает цай вниз). Таким образом, и А и Б делают по шагу вперед и назад, это один цикл. В соответствии с этими движениями, после многократного повторения и запоминания осваиваются различные практические методы усилий – «восемь методов» туйшоу. Распознать в какой ситуации, почему используется попутная (шуньцзинь) и обратная (бэйцзинь) сила , зачем нужно следовать этим правилам? С другой стороны, как могут проявляться эти ситуации? После того, как станет четко понятно, другие сами по себе не различаются. По достижении в процессе тренировок определенного навыка в движениях туйшоу, можно пробовать множество изменений, скрытых в каждой из техник рук, можно изменяться, следуя противнику и применять соответствующие техники контроля и бросков. Ниже приведем сравнительно простой пример: если говорить о рассматриваемой выше технике люй; начальная позиция, двое становятся напротив друг друга и соединяют правые руки, А поворачивает правую кисть и неплотно захватывает правое запястье Б, левую кисть накладывает на правый локоть Б, А вращается назад вправо, шагает правой ногой назад вправо, носок левой стопы вслед за поворотом тела немного поворачивается внутрь, одновременно с вращением тела выполняется люй, Б вытягивается и теряет подвижность в ногах. Б по ходу силы шагает правой ногой вперед и ставит стопу с внутренней стороны левой ноги А (между ног А), смещает центр тяжести немного вперед на правую ногу, одновременно накладывает левую кисть на внутреннюю часть правого локтя (для защиты от удара в лицо), применяет технику цзи на грудь А. В этот момент, если А проводит люй недалеко от своей груди, Б пользуется моментом проведения цзи, захватывает левой кистью левое запястье А, касается внутренней стороны правой руки (не отрывает контакт), вместе с движением правой рукой проводит цзи по дуге вниз, левая кисть делает скручивающее усилие (чаньсыцзинь) внутрь вниз, замыкая и лишая подвижности левое запястье А, вынуждая левую руку перевернуться и подняться. В этот момент Б может использовать правый локоть, предплечье и левую кисть, выбрать соответствующую точку приложения силы (вправо или влево) и атаковать А (у Б попутная (шунь) у А обратная (бэй) сила) . Если А во время проведения цзи Б на свою грудь использует момент, втягивает куа, вращается в пояснице, закрывает пах, (поворачивается влево) смещает центр тяжести на правую ногу, одновременно захватывает правой кистью за правое запястье Б (изнутри снизу) и применяет скручивание; одновременно левая кисть находясь на правом локте Б (снаружи снизу) применяет усилие срыва (цайцзинь), вместе с тем областью груди и живота касается правой руки Б, понижает центр тяжести, замыкая и лишая подвижности в суставах правой руки Б. Используя одновременное замыкание правой руки Б, понижение центра тяжести, срыва вниз правого запястья Б левой кистью можно атаковать Б (у А выгодная (шунь) позиция у Б невыгодная (бэй) позиция). Если А во время проведения Б техники цзи на его грудь пользуется моментом, захватывает правой кистью за правое запястье Б и продолжает тянуть вправо назад, одновременно, левая кисть находится на правом локте Б, и вместе с движением правой руки движется по дуге наружу вниз, вынуждает центр тяжести Б сместиться вперед, Б наклоняется и теряет преимущество, можно атаковать и выбросить Б техникой люй (а в выгодной позиции Б в невыгодной позиции). Если Б в тот момент, когда А проводит люй назад вправо успевает закрыть пах, вращать поясницу, то может использовать момент и провести као правым плечом в грудь А, левая кисть кладется на внутреннюю часть правого локтевого сгиба, одновременно с правым плечом можно ударить совместным усилием в грудь А (Б в выгодной позиции А в невыгодной позиции). Если А во время удара правого плеча Б в грудь использует момент, подбирает куа и вращается в пояснице влево (центр тяжести смещается на правую ногу) левая кисть применяет цайцзинь наружу вниз, одновременно правая кисть легко ударяет Б в левый локоть, левая нога, стопа немого разворачивается наружу, можно опрокинуть броском Б влево (А в выгодной позиции Б в невыгодной позиции). Если Б в момент проведения цайцзинь А, следует телом, закрывает пах и вращается в пояснице вправо, в один момент раскрепощается и меняет силу, одновременно левой рукой бьет а в правый локоть А, по ходу силы делает встряхивающее усилие перед грудью Б, может атаковать А (Б в выгодной позиции А в невыгодной позиции). Если противники вдобавок к этому будут перемещаться, вращать тело, менять руки, это будут другие, более сложные изменения. Поэтому сила округла и закончена, движения даже в один цунь могут быть ключом к победе.
Как можно развивать подобные функции? Каким образом освоить? Ниже мы кратко коснемся этого вопроса. Когда человек двигается, стоит, сидит, у него всегда задействуются соответствующие мышцы во всем теле и они полностью координируется сигналами центральной нервной системы. При сравнительно поверхностном взгляде все намного сложнее. Прежде всего, например проблема со стабильностью центра тяжести, когда тело стоит вертикально, когда еще нет движения, центр тяжести находится в относительной стабильности, в действительности органы управления равновесием совершают невероятно сложную работу. Поскольку центр тяжести человека находится относительно высоко, в нижней части живота под пупком, если держать точку опоры стопами, то этого мало, центр тяжести очень не стабилен, иногда возможны наклоны в стороны и перекосы, здесь обязательно начинают действовать соответствующие мышцы, некоторые расслабляются, некоторые напрягаются, делают корректирующие движения и восстанавливают равновесие. Частота и скорость подобных движений очень высока, в повседневной жизни они совершенно не ощущаются, только в глубокой старости или после тяжелой болезни они могут быть ощутимы. Когда трясется больной и старый человек, это эффект одряхления, частота и скорость движений, восстанавливающих равновесие понижаются и они становятся очевидными. При стоянии на одной ноге часто возникает чувство неустойчивости и необходимо обращать внимание на коррекцию центра тяжести, это и есть те движения, которые довольно трудно проявляются внешне. Необходимо всегда сохранять центр тяжести в пределах одной вертикальной линии с точкой опоры (в пределах носков стоп, пяток и внешних кромок стоп), тогда возможно стоять устойчиво. Без воздействия внешних сил сохранять равновесие довольно просто. Когда два человека не уступают друг другу, оба пытаются нарушить равновесие противника, сохраняя собственное равновесие, то это куда более сложная задача. Чтобы сохранять собственное равновесие, не нужно упираться против силы противника, если противник обладает большой силой (это имеет отношение также к тяжести и направлению силы), а сопротивление будет подвижным, то очень легко столкнуть центр тяжести противника с точки опоры за пределы вертикальной линии с этой опорой и опрокинуть на землю. Только обладая изменяющимся центром тяжести с двумя точками опоры – между двух стоп или меняя место одной точки опоры (со сменой шагов) можно проваливать поступательную силу противника в пустоту, если направление силы противника будет чрезмерным, вы легко вытянете точку опоры за вертикальную линию и опрокинете. Поэтому когда говорят «одинарная тяжесть» , имеется ввиду сохранение центра тяжести от начала до конца и умение менять точку опоры между стоп. Требования «держать копчик вертикально», «закрывания силы в области паха» и другие призваны сохранять подвижность и удобство в поворотах и вращениях.
Помимо этого, структура человеческого тела также ограничена в движениях направлением, сферой и дистанцией. Например, рука человека может сгибаться только в одну сторону и не может в обратную. Две руки выпрямляются параллельно вперед и не могут вытягиваться ровно назад. Если скрутить запястье противника, он развернется спиной и потеряет возможность проявить свою силу, однако, если локоть и плечо не следуют вращательному движению, то вращательное движение в области запястья не будет большим. А если в момент поворота головы добавить внешнее усилие в эту же сторону, то она не только не сможет поворачиваться в суставе дальше, но можно также получить травму. Если каждую соответственную часть тела координировать движением, то траектория движения идет по дуге, продолжает изгибаться и формируется в спираль. Это усилие спирального скручивания – чаньсыцзинь, о котором мы уже говорили выше. Отсюда, все части человеческого тела в момент движения тесно связаны между собой, являются одним целым, это то, о чем говорят: «потянешь за малое, а сдвинешь все целое». Главное звено в изменениях использования силы находится во вращательных движениях поясницы, в даньтянь (место оси тела, место центра тяжести). Части тела должны двигаться с усилием спирального скручивания, если какая то часть неподвижна, то непременно возникнет одеревенение и ограничение подвижности в этом месте. Например, если рука следует движению запястья, а тело неподвижно, то возможно ограничение движения в каких то пределах и дистанции. Поэтому все движения всех частей тела непременно должны идти с усилием спирального скручивания, идти по изгибающейся траектории. Если все тело хорошо скоординировано, достигается слаженность во всем теле, соответствие внутреннего и внешнего.

Еще есть «встряхивающее усилие» - доуцзинь, его движение схоже с траекторией усилия спирального скручивания – чаньсыцзинь, однако траектория применения усилия сравнительно выпрямлена (но, по-прежнему это изогнутая линия). Про момент выброса силы говорится: «сила поднимается от пяток», а именно сначала стабилизируется точка опоры и ее неподвижность является фундаментом, после меняется в бедрах, от вращательного движения всего тела стимулируются движения рук, а именно это «сила идет из позвоночника», «орган управления находится в пояснице». Одновременно сила раскрепощения, направленная вниз, опускает тело – ци погружается в даньтянь. Это позволяет держать стабильным свой центр тяжести, выброс силы идет по изогнутой линии, движением по изогнутой линии можно ощутить изменения силы противника, следовать за «точкой силы» и не допускать провала в пустоту. Практика туйшоу включает в себя технику захватов сухожилий и выворачивание костей, эти методы рук часто применяются, только нужно уметь остановиться в нужный момент, иначе травматизм неизбежен, кроме этого, методы контроля следует сочетать с бросковой и ударной техникой.

Выше мы говорили о движении усилия спирального скручивания (чаньсыцзинь) и встряхивающем усилии (доуцзинь). Заодно скажем о следующем. Вытягивающее усилие – чоусыцзинь и усилие спирального скручивания – чаньсыцзинь это не одно и то же. Главное свойство чаньсыцзинь заключается в траектории применения силы, как было описано выше, а чоусыцзинь указывает на непрерывное непрекращающееся, похожее на вытягивание из кокона шелковой нити, применение силы.
Из вышеизложенного видно, что оба противника, и А и Б используют усилие спирального скручивания – чаньсыцзинь и встряхивающее усилие – доуцзинь, но как разделяются выгодные и невыгодные позиции? Полагаясь на вышеизложенном примере, видно, что когда оба противника не уступают друг другу, то нет абсолютного преимущества одного над другим, только тот, кто наиболее смекалист, чье усилие – цзинь движется в наиболее удобном направлении, тот может добиться победы. К тому же победа или поражение не зависит от дистанции между противниками, если руки противника далеко, это еще не значит, что вы успешно защититесь, если он вплотную, это еще не значит, что он может контролировать ситуацию. Каждый прием в каждой позе несет определенную функцию, не бывает абсолютно эффективных приемов, от которых нельзя защититься.

По мере того, как происходят изменения двух противников, между ними постоянно меняются выгодная и невыгодная позиции. Все происходит сложно и запутанно, что создает трудности в исчерпывающем изложении. В туйшоу и в одиночных формах не одинаковое содержание; в форме человек двигается один и это позволяет соответствовать вышеописанным требованиям, а в туйшоу есть момент сопротивления внешней силе, поэтому в первую очередь нужно точно определить, как соперничают оба противника? На абстрактный взгляд все очень просто. Нужно самому занимать выгодную позицию, а противника ставить в невыгодную позицию, это не только рассмотренные выше проблемы сохранения равновесия и распространяемые на все движения и использования силы, на практике еще существует проблема «бодания», когда сила идет на силу. Некоторые люди считают, что обладатель более высоким мастерством одержит верх над человеком с низким уровнем мастерства при помощи техники, если же мастерство равное, то в поединке решающую роль играет сила, что техника и сила это две не соотносящиеся друг с другом вещи. В действительности, тайцзицюань вовсе не является видом боевого искусства, в котором игнорируется сила, техника и сила тонко переплетаются, нет силы как основы – невозможно функционирование техники для контроля над противником. Нужно хорошо в этом разбираться и не допускать «бодания» с противником, не позволять ему прикладывать силу. «Бодание» это большой запрет в занятиях туйшоу. Когда сила идет на силу возникает жесткость и одеревенение, такие важные виды усилий, как приклеивание, следование, нейтрализация пропадают, а упирание становится привычкой, это главное и самое большое препятствие в повышении мастерства владения техникой.

Кроме этого, развитие условных рефлексов в занятиях туйшоу представляет определенную трудность. Это комплексное развитие, зрительных, слуховых анализаторов, управляющего равновесием вестибулярного аппарата и в ощутимых движениях собственных мышц опорно-двигательного аппарата. Зрительный и слуховой аппарат определяют местоположение и позицию противника, через осязание определяется величина и скорость применяемой противником силы, их изменения, а опорно-двигательный и вестибулярный аппарат управляет стабильностью своих движений и центра тяжести. При каждом ощущении и восприятии силы противника следует предпринимать подходящее моменту движение и добиваться победы, вместе с этим, при восприятии продолжающихся изменений противника следует продолжать двигаться соответствующим образом. Например, как в описанном выше примере упражнений туйшоу оппонентов А и Б. Сначала, в исследованиях методов рук, движения партнеров должны быть медленными и мягкими, тем самым обоюдно выясняются изменения применяемых усилий, каждый шаг проходит через осмысление и должен быть глубоко прочувствован, тогда достигается совершенное гунфу, а рефлекторные движения на каждом этапе будут доведены до автоматизма. Прежде, при возбуждении может быстро возникнуть последующий рефлекс, позже, при частой стимуляции каждый раз возникает такой же рефлекс, отталкиваясь от ощущений своих собственных органов осязания и опорно-двигательного аппарата, формируется ощущение движений противника. Таким образом, циклично и попеременно изменяясь, достигается большая скорость, будто неосознанных движений (на самом деле, мозг принимает участие в этих движениях). Потом, через длительную практику и огромное количество повторений, рефлексы становятся очень утонченными, при малейшем возбуждении возникает самопроизвольная реакция. Из вышесказанного видно, что возможно состояние «не меняясь откликаться на десять тысяч изменений», благодаря чему скорость движений становится очень высокой, некоторые люди даже называют это явление «прежненебесным цзинь». На самом деле, если нет сформировавшихся поздненебесных крайне сложных условных рефлексов, ничтожно маловероятно этого достичь. Приведем такой пример, когда младенец начинает учиться стоять на ногах, он делает очень много попыток подняться (тренируется), развивает и закрепляет достигнутый результат - условный рефлекс. Овладение каждым сложным техническим действием отнюдь не является неким чудесным проявлением прежненебесных способностей, это результат тяжелых тренировок и кропотливых исследований на протяжении длительного времени. Что касается количества технических действий, необходимо их освоить по возможности много, по возможности приобретать навык в их овладении. Нельзя поверить, что, обладание только некоторыми несколькими движениями достаточно для адекватного реагирования на любые методы рук (противника). То, что называется «бесформенным» это то, что заставляет противника не замечать ваших движений, путей усилий – цзинь, а вовсе не то, что вы не владеете какими то приемами.

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что практика поз и туйшоу имеет не одинаковый характер и функции. Каким образом сочетать эти два тренировочных процесса? Для более простого понимания приведем небольшой пример: в процессе тренировки туйшоу используется техника люй, становится понятным практическое применение этого же движения в позе «на шесть запереть, на четыре запечатать». Зачем нужно обрушивание вниз и закатывание наружу, зачем нужно паховое запирающее усилие, зачем нужно направлять дух глаз вправо вперед? Все эти требования для этой позы глубже понимаются на примере вытягивания противника техникой люй в занятиях туйшоу. Одновременно, в процессе практики поз можно представлять перед собой противника, тогда позиции будут более рациональными, будут иметь практический смысл. Взаимное сочетание одиночных форм и туйшоу взаимовыгодно как для одной практики, так и для другой. Следует точно понимать практическое применение каждого движения в форме, в таком случае легко осваиваются критерии и нормы позиций и использовании усилий, к тому же, благодаря этому, в туйшоу также возможно быстрое продвижение вперед.

Искусство рукопашного боя имеет общие точки соприкосновения с другими видами физической культуры, а именно, в тренировочных методах непременно делается акцент на точности: 1) движения должны быть точными; 2) должно быть правильное знание теории. У человека все движения управляются центральной нервной системой, через функционирование нервных клеток коры головного мозга, формируются функциями порядка первого и второго сигналов. После того как ясна концепция, движения удобны и точны, эффективность тренировок возрастает. Поэтому, в таких сравнительно трудных движениях как в позах «изумрудный дракон выходит из воды», «отступить назад и надавить локтем», или достаточно сложных изменениях в туйшоу, необходимо больше делать образцовых движений, сначала смотреть на четкость, потом разобраться с теорией, понять их цель, методы, функции, а после снова тренировать практически.

В тренировке поз, кроме рассмотренных нами и описанных выше этапов, при определении соответствующей нагрузки следует смотреть на структуру человека, сильный он или слабый и на имеющиеся различия между людьми. Постоянно нужно последовательно продвигаться вперед и увеличивать количество выполнений, соответственным образом последовательно увеличивать нагрузку на тело, однако не следует слишком торопиться, применять ударные методы, а также не надо тормозить и останавливать процесс. Нужно иметь терпение, обладать постоянством и планомерно продвигаться вперед. Что же касается туйшоу, то это к нему применимо совершенно так же. Прежде всего, нужно стабильно знать таолу, исходить ее вдоль и поперек, вначале воздерживаться от чрезмерно быстрых движений, необходимо сначала хорошо скоординировать каждый прием, каждую позицию, каждую отдельную часть движений, и только после увеличивать скорость. В парной работе, самым главным является исследование путей усилий – цзинь, удобства и неудобства положений, не нужно стремиться победить, хотеть выбросить оппонента, контролировать его. Иначе сразу возникнет упирание между двумя тренирующимися, формируются неверные привычки, которые влияют на дальнейшее продвижение вперед. К тому же, когда упирание возрастает, это негативно сказывается на взаимном контроле, а также ведет к травматизму, это идет против идеи основ физического воспитания.

Кроме тех характерных особенностей тренировки поз, о которых мы говорили выше, благодаря тому, что движения в форме идут одно за другим, имеют четкий ритм, богаты изменениями, позиции эстетичны, зачастую напоминают танцы, после освоения определенной квалифицированности, во время тренировки можно ощутить, будто входишь в пределы какого то художественного искусства, во множестве возникают помыслы и интерес к занятиям.

После освоения определенной квалифицированности в занятиях туйшоу, не говоря об адаптации к каждому неодинаковому виду техник руками, к тому же возможно чувствовать психику противника, основываясь на не одинаковых психических состояниях противника, применять технику и добиваться победы, соответственно меняя тактику изнутри, это может развивать в человеке инициативность и сообразительность.

Кроме того, при определенной степени мастерства становятся очевидными пути усилий – цзинь противника, возможности для победы возрастают, не важно какая у противника скорость и сила, вы всегда в состоянии применить соответствующую технику и не боитесь.

Исходя из всего этого, можно сказать, что практика форм и туйшоу тайцзицюань очень хорошо развивают человека морально и физически.

И в заключение, главной целью искусства рукопашного боя является тренировка мастерства в реальном бою. Сейчас хотя некоторые виды цюаньшу превратились в танцы, видение в их основе прежней боевой техники является главным. Если отбросить подобное конкретное содержание, не только утрачивается эффективность самообороны, также теряется состязательный интерес и функции воспитания воли, а это уже становится танцами. Для сравнения, если изъять из состязаний по борьбе шуайцзяо, дзюдо, фехтованию техники, которые характерны для каждого вида, что это будут за виды спорта? По причине длительного развития цюаньшу, очень многие его виды появились в старом обществе и не распространялись, некоторые даже совсем исчезли, последние несколько десятилетий после освобождения, благодаря заботам партии по их культивированию, цюаньшу воскресают и пышно развиваются. Однако для их полноценного развития и последовательного распространения еще требуется время. Сейчас нужно, опираясь на наследие прошлого, развивать и распространять традиционные виды искусства рукопашного боя. Например, в современной ситуации в мире театрального искусства во многих местах возродились и активно действуют сотни жанров, традиционные виды сохранились, а новые, поздние виды театральных жанров нашли широкое распространение. Мы убеждены, что в некоторых направлениях цюаньшу, благодаря руководящей поддержке партии и широких народных масс, возникает невиданный расцвет, полностью раскрывается их основное значение в деле укрепления здоровья народа, в деле революционных завоеваний.


(1963 год)

Перевод Р. Романов
 




вернуться назад


Сделано в cтудии Станислава Якуббо - создание и продвижение сайтов; Дизайн: Степанов Артем

Санкт-Петербург, Цинлун © 2004-2024
 Яндекс цитирования
На правах рекламы: